В канун Дня строителя, 9 августа, мы решили рассказать о тех людях, кто еще в 70-е вложил свои силы, чтобы построить на Смоленщине предприятия, школы и жилые дома.
День строителя всегда был для смолян особенным праздником. Здесь пользуется популярностью лозунг «Живешь на Смоленщине – будь строителем!», автор которого Иван Ефимович Клименко. Имена тех, кто создавал более современный облик Смоленска, навсегда вписаны в историю, среди них заслуженный строитель России Николай Григорьевич Тютюнник.
«Со строительством я связал всю свою жизнь..»
Николай Тютюнник родился 25 июля 1939 года в селе Лука на Украине. После школы поступил в Полтавский инженерно-строительный институт. По окончании работал сначала мастером, потом прорабом, старшим прорабом на Павлодарском алюминиево-глинозёмном заводе. Свою жизнь со Смоленщиной Николай Григорьевич связал в 1965 году. В строительном управлении №1 треста «Дорогобужхимстрой» строил новые корпуса Вяземского машиностроительного, электротехнического, кожевенного заводов и жилые объекты. После службы в армии в 70-е (прим.ред. Николай Григорьевич строил военные объекты) вернулся уже в Смоленск. Как показало время, чтобы сделать его лучше!
Николай Григорьевич, расскажите о своем первом впечатлении от Смоленска, каким он был в 70-х годах?
Если честно, мне он тогда показался похожим на большую деревню. Он не имел ничего общего с сегодняшним Смоленском. Не было ни Парка пионеров, ни Музея Великой Отечественной войны, ни сквера у Дома быта «Гамаюн», Сквер памяти героев выглядел совсем по-другому, был только Вечный огонь и памятник Героям 1812 года. Отсутствовал выход из сквера к памятнику Тёркину и на улицу им. Дзержинского, не было каскадов водопадов, пруда у крепостной стены, сквера с памятником Пушкину, танцзала «Молодость». Еще только начиналось строительство микрорайонов Киселевки. В стадии строительства находились трикотажная фабрика, молокозавод, не было Диффузиона, Полиграфкомбината, Козинского тепличного комбината.
Какие объекты в Смоленске построены за время вашей работы?
Мы строили ДСК, молочный комбинат, завод ЖБИ в Печерске. Наш трест «Смоленскпромстрой» специализировался на Промышленном строительстве и строительстве жилья. Я работал там главным инженером строительного управления №7. На объектах мы были постоянно, с половины восьмого утра у нас уже начинался рабочий день, который никогда не был нормированным. Работали и в выходные дни, и в праздники. Мы отдавали работе все свое свободное время, и нам это нравилось. В 1974 году Алексей Иванович Орлов (прим.ред. «Почетный гражданин города-героя Смоленска», строитель) по рекомендации Василия Васильевича Воровченко (прим.ред. "Почетный гражданин города Ярцево", строитель) пригласил меня на работу в управление дорожно-мостового строительства. Там работал начальником управления, затем управляющим трестом дорожного строительства и благоустройства города Смоленска. Тогда начиналась программа «Комплексного благоустройства города Смоленска». Мне было доверено руководить строительным комплексом и отвечать за выполнение планов. Восемь лет отвечал за все строительство в Смоленске и 4 года в области.
Расскажите подробнее про эту программу?
Мы занимались благоустройством всей центральной части города. Объекты, в том числе, которые я перечислял, Сквер Памяти Героев, каскады водопадов на Дзержинского, мост возле крепостной стены, сквер имени Пушкина, Сад Блонье, площадь Ленина, танцзал «Молодость», стадион «Спартак», мемориалы на улице Козлова, 25-сентября, Зои Космодемьянской, у ДК "Железнодорожников" - все это было возведено тогда, в 70-е годы. Все городские фонтаны, подпорные стенки и лестницы, которые вы сейчас видите, сделаны в то время (прим.ред. речь о 1974 – 1979г г). Десять тысяч метров бордюрного камня было выложено из гранита и базальта. Специально для нас их привозили из Армении и Волынской области (Украина). Все эти пять лет город Смоленск занимал первое место «За лучшее проведение благоустройства среди областных центров России».
На ваш взгляд, почему в то непростое время «работа спорилась»? Было много профессионалов своего дела?
Нас в институтах учили очень хорошо. После первого же курса у нас было полтора месяца геодезической практики. На 2 и 3 курсе город специально для нас, молодых строителей, оставлял часть учреждений, которые нужно было снести и выстроить заново. Мы уже тогда отвечали за многое, работали дублерами бригадира и мастера. Так институт подготавливал к работе. У нас был хороший опыт за плечами. Мне кажется, сейчас не хватает практики. В Смоленске только одно учреждение выпускает строителей. Было время, когда в городе было 64 тысячи высококлассных специалистов. К сожалению, многие в те годы уехали.
Николай Григорьевич, как обстоят дела сейчас в смоленской строительной отрасли, есть достойные продолжатели строительных традиций?
Многое, конечно, поменялось за эти годы. Но точно знаю, что есть люди, которых можно назвать настоящими строителями. Это и Вениамин Потапов, и Вадим Косых, и Игорь Поздняков, и Александр Верейкин, Раис Гильманов, есть и другие хорошие застройщики, которые не подрывают авторитет нашей профессии. Но дел предстоит еще очень много. Я по мере возможности слежу за развитием отрасли и сейчас.
Николаю Григорьевичу 81 год. Закончил работать в 77 лет на ЗАО «СмолБелСтройКомплект». Под его руководством организация построила хирургический корпус областной больницы, реабилитационный центр для особенных детей «Вишенки», по новой технологии была реконструирована городская теплотрасса, построено два катка – в Рославле и Сафонове.
«Оба катка сдали за 8-9 месяцев, при нормативном сроке - 18 месяцев. Для меня самая большая награда была, когда мне жал руку сам Вячеслав Третьяк», - вспоминает Николай Григорьевич.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2