АНДРЕЯ
В богословской литературе апостол Андрей считается самым последовательным учеником Иисуса Христа. Он первым принял его
учение и привёл к нему своего брата, впоследствии святого апостола Петра. Однако если Пётр трижды отрекался от своего учителя, то Андрей, напротив, прошёл свой тяжкий путь до конца:
был распят в Греции, за проповедь Евангелия, по приказу Петра
Эгеата на своеобразном кресте в виде буквы Х, получившем название Андреевского [1].
Пропитанная историческим материализмом современная историография давно поставила под сомнение существование апостола
Андрея, считая его вымышленным, мистическим библейским персонажем. М. П. Новиков в монографии «Христианизация Киевской Руси: методологический аспект» полагает, что помещённый
в «Повести временных лет» рассказ об апостоле Андрее затем оброс
подробностями и деталями о чудесах муки, полученной от язычников, удостоивших его «крестной смерти». М. Э. Поснов в «Истории
христианской церкви» пишет, что вместо истории об апостольском
движении первого века нашей эры «принялись составлять миссионерские легенды, развитие которых продолжалось до XVI века»
[2]. Историк XIX века Е. Е. Голубинский считал рассказ об апостоле Андрее «неразумным вымыслом» [3]. Его точку зрения разделяют современные историки И. А. Крывелёв [4] и М. П. Новиков,
19
считающие легенду об апостоле бездоказательной [5]. Церковная
историография и экзегетика, как и другие священные книги, вообще ими не принимаются в расчёт, хотя фактически имеют свою,
не менее надёжную, научную ценность.
Имя Андрея впервые упоминает Евангелие. Когда Иисус Христос, как пишет евангелист Марк, «наедине с Петром, Иаковом,
Иоанном и Андреем сидели против храма на горе Елеонской, Он
сказал им: „Многие придут под именем Моим, утверждая, что это
Я, и многие обманут. Из Мены вас будут предавать в судилища, избивать в синагогах, выставлять перед правителями и царями, чтобы
они осудили вас“» (Марк 13:6. 9.). «Призвав двенадцать учеников,
стал посылать их по двое, дав им власть над нечистыми духами...
И сказал им: в какой бы дом ни вошли вы, оставайтесь там до тех
пор, пока не решите уйти оттуда» (Марк 6:7, 8, 9). В Евангелии
от Иоанна записано, что одним из двоих, кто последовал за Иисусом, «был Андрей, брат Симона Петра из Вифсалды, города, в котором жили Андрей и Пётр (Иоанн 1:44). И ещё запись: «Один
из учеников его, Андрей, брат Симеона Петра, говорит ему: „Здесь
у одного мальчика есть пять ячменных хлебов и две рыбки, но что
для такого множества“. Тогда Иисус взял эти хлебы и, воздав благодарение (Богу), раздал ученикам, а ученики сидящим, каждому
вдоволь; так же роздали рыбу» (Иоанн 6:11).
«Исполнившись святого духа», Андрей, по поручению Христа,
совершил паломничество на Север. Выйдя из Палестины, он направился на Кавказ. Именно там начиналась послепотопная история
человечества. На горе Арарат, согласно библейскому преданию, застрял ковчег праотца Ноя. Экспедиции в горы и снимки с космоса
питают версию, будто бы там и поныне сохраняются остатки ковчега. Поэтому не случайно на Кавказ двинулось «колесо Даново» –
дикие «чужие» народы тюркского происхождения (мосхи), прародителем которых был шестой (неизвестный) сын Ноя – Дан. Это
был свирепый воинственный народ, считавшийся предками хазар,
которые в VIII веке основали империю. Хазария включала в себя
северный Кавказ, Приазовье, значительную часть Крыма и Приднепровскую степь. Столицей империи был сначала город Семендер
в Дагестане, а потом Итиль, расположенный в устье Волги. В конце
VIII – начале IX века хазарская знать приняла иудейскую веру как
государственную религию. Известный историк Л. Гумилёв в книге
«Зигзаг истории» считал Хазарию «государством – химерой»,
когда «на теле одного народа сидит голова, состоящая из представителей другого народа». По сути, это был государственный переворот с диархической системой управления кагана и бека-царя.
Утвердив иудейскую веру, «хазары – по замечанию современного
20
исследователя, – уподобляясь евреям, стали претендовать на статус
избранного народа и были намерены утвердить своё превосходство
как мировой силы и абсолютного гегемона в кавказском регионе»
[12. 151].
Экспансивные планы хазарской верхушки пресёк киевский
князь Святослав. Он разгромил кагана и его войско, захватил Белую Вежу Саркал, столицу Итиль и город Семендер и поставил хазарский каганат перед неминуемой катастрофой. В начале IX века
Хазария прекратила своё существование. Всё началось с массовых
миграций хазар-иудеев на запад.
В книге «Тринадцатое колено» Артур Кестлер утверждает, что
из 13 иудейских колен последнее было хазарским. Этнически оно
не связано с 12 другими еврейско-семитскими племенами. В силу
этого современное европейское еврейское население имеет хазарское происхождение. В какой бы стране ни оказались эти люди,
они всегда стремятся занять важные государственные, финансовые
и общественные посты, лелея при этом мечту о реанимации прежней, теперь уже невидимой, Хазарии. Поскольку киевский князь
Святослав стёр её с лица земли, то теперь хазарские потомки хотят
взять исторический реванш. Их главной мишенью, конечно, является Россия. Победив её, они намереваются утвердить своё превосходство в качестве мировой силы и абсолютного гегемона.
Предвидя это в историческом плане, Иисус Христос и послал
своего самого преданного ученика, Андрея, на Кавказ, где возникла
видимая, а затем и невидимая Хазария – как главное препятствие
на пути спасения человечества. Маршрут Андрея Первозванного
был обозначен теми регионами, где впоследствии и развернулась
битва за христианскую веру. Он прошёл Кавказ, побережье Чёрного моря, поднялся по Днепру и пошёл на север.
«Повесть временных лет» представляет так этот сюжет: «Когда
Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь, узнал он, что недалеко
от Корсуни устье Днепра, и захотел отправиться в Рим, и проплыл
в устье днепровское, и оттуда отправился вверх по Днепру. И случилось так, что он пришёл и стал под горами на берегу. И утром
встал и сказал бывшим с ним ученикам: „Видите ли горы эти?
На этих горах воссияет благодать Божья, будет город великий,
и воздвигнет Бог много церквей“. И взошёл на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошёл с горы этой,
где впоследствии возник Киев, и отправился по Днепру вверх.
И пришёл к славянам, где ныне стоит Новгород, и увидел живущих там людей, каков их обычай и как моются и хлещутся, и удивился им. И отправился в страну варягов, и пришёл в Рим, и поведал о том, как учил и что видел, и рассказал: „Удивительное видел
21
я в славянской земле на пути своём сюда. Видел бани деревянные,
и разожгут их докрасна, и разденутся, и будут наги, и обольются
квасом кожевенным, и поднимут на себя прутья молодые, и бьют
себя сами, и до того себя добьют, что едва вылезут, чуть живые,
и обольются водою студеною, и только так оживут. И творят это
всякий день, никем не мучимые, но сами себя мучат. И то совершают омовение себе, а не мученье“».
Те же, услышав об этом, удивились. Андрей же, побыв в Риме,
пришёл в Синоп [6].
Путь апостола Андрея по Новгородской земле уточняет другой
древнерусский памятник: «Продвигаясь далее на Север, апостол
Андрей дошёл до поселений славян на месте будущего Новгорода
и у нынешнего села Грузино водрузил свой крест» [7].
Валаамские монахи ссылаются на древнюю рукопись, бывшую
в начале XIX века в распоряжении А. И. Сулакадзева, известную
как «Оповедь». Она находилась когда-то в библиотеке монастыря.
В ней утверждалось с полным убеждением, что «святой Андрей
от Иерусалима прошед Голяд, Касог, Родень, Скеф, Скиф и Словен смежными лугами (степями), достиг Смоленска и ополчений
Скеф и Словянска Великого и Ладогу оставя, в ладью сев, в бурное вращающееся озеро на Валаам пошёл, крестя повсюду, и поставил по всем местам кресты каменные. Ученики же его Сила, Фирс,
Елисей, Лукослав, Иосиф, Косма повсюду сделали ограды, и все
посадники доезжали до Словенска и Смоленска, и многие жрецы
окрестились и капища Перуна и Велеса разрушили и уничтожили»
(26–27).
С. А. Шумов, составитель книги о Валааме, пишет, что пребывание святого апостола Андрея на Валааме подтверждает, кроме
«Оповеди», и другой памятник древности – «Вселетник» Киевского
митрополита Илариона, лета 1051. В нём говорится: «Ноября 30
святого апостола всехвального Андрея Первозванного и церкви
поборника восхвалим: за не, якоже древле тому приити в Киев,
Смоленск, Новград, Друзино (Грузино) и Валаамо». Нельзя отказать в достоверности этому свидетельству, которое явилось в дни
процветания Валаамской обители, где сведение о сём могло сохраниться разными путями, и явилось из-под пера всероссийского митрополита, к которому Валаам мог иметь иерархическое отношение. Итак, устные и письменные предания Валаама и свидетельство
внешнее одинаково утверждают, что Православную веру Христову
на Валааме основал святой апостол Андрей [27]. Он и послан был
на крайний Север Евразии, на русскую землю, на Валаам, который, по утверждению современного исследователя, «представлял
собою в те времена сакральную столицу ведической, православной
22
Правь, религию» [8]. Волхвы, которых крестил апостол, стали первыми христианскими священниками на Руси. От них идёт, не прерываясь, рукоположение в этот церковный сан. На Руси вполне
нормальным вплоть до XVII в. считалось и поклонение Пресвятой
Троице, и почитание 12 богов младших. Это воспринималось как
две различные ступени единого православия. Оно было разрушено
в результате реформы Никона, когда церковные служебные книги
были переписаны по византийскому образцу, теперь уже почитание
младших богов считалось делом предосудительным для христианина».
Поскольку ряд устных и письменных источников утверждает,
что апостол Андрей посетил те места, на которых потом выросли
русские города и Валаамский монастырь, то вполне вероятно, что
он, держа путь на Север от Киева, не мог пройти мимо тех мест,
где уже стоял город Смоленск.
О том, что апостол Андрей был в этих местах, свидетельствуют
разные источники: и «Оповедь», и «Вселенник» первого русского
митрополита Илариона, создателя гениального литературного памятника «Слова о законе и благодати», и другие источники.
Коллективная память народа сохранила следы пребывания Андрея Первозванного вместе с учениками, проповедовавшими идеи
Христа, в пределах Смоленской земли. Так, известно сказание
устного поэтического творчества «Об Андрее Призванном». Собиратель фольклора В. Н. Добровольский записал это произведение
из уст сказителя в одной из деревень Смоленской области. Легенда
уходит в глубокую старину язычества; события в ней происходили
до принятия Андреем христианской веры. Повествование в легенде
начинается с чуда. Герой ещё в чреве матери прокричал: «Атца забью, на матке женюсь». Его появление на свет осуществилось при
чрезвычайных обстоятельствах. Чтобы избавиться от ребёнка, родителя посадили его в пустую бочку и пустили в море, как в известных русских сказках. Но, как и в сказках, ребенок не пропал.
Он вырос на чужой стороне и, когда стал совершеннолетним, возвратился в отчий дом. Не узнав его, отец нанял пришельца стеречь
сад. Подкараулив хозяина дома, спрятавшись в кроне яблони, он
убил отца и занял ложе жены. Ночью она по пупку узнала в нём
своего сына и пришла в ужас. Потрясённая содеянным и тем, что
сбылась утробная угроза сына, она ушла из дому, скиталась по монастырям, чтобы замолить свой страшный грех кровосмешения.
Андрей тоже ушёл в монастырь и усердно днём и ночью молился
в келье тридцать лет. Настоятель монастыря отправил его в пожизненное заточение, а ключ от его кельи выбросил в море. Прошло
много лет, и в чреве пойманной щуки рыбаки обнаружили ключ
23
от монашеской кельи, открыли дверь и выпустили отшельника,
проведшего в молитвах тридцать лет.
Смысл притчи таков: дьявол «змустил» одного человека, и тот
убил отца и женился на матери, как поступали в языческие времена. Видимо, с тех пор и начали люди употреблять скверные ругательные слова, упоминая в брани имя матери; с тех пор пошла
гулять по земле эта «распута». И вторая мораль притчи: у каждого
человека есть три великих матери: мать родная, мать-сыра земля
и мать Богородица [9]. Характерно, что все три морали связаны
с именем апостола Андрея, прошедшего тяжкий путь испытания, –
от злобного язычника до апостола, единомышленника самого Бога,
закончившего свой жизненный путь так, как завершил его учитель,
Иисус Христос, то есть на кресте, защищая христианскую веру. Такие внутренние процессы совершились в его сознании при длительном служении Богу; он стал другим человеком.
Второе свидетельство о пребывании апостола Андрея на Смоленской земле – топонимическое: по известному пути «из варяг
в греки» только в этом регионе насчитывается 27 старинных сёл
с соответствующими, «говорящими» названиями – «Андреевские».
В Гнёздове, которое считают началом древнего Смоленска, существует так называемый Андреев луг (по лугу от Киевских гор
апостол шёл мимо Смоленска до Новгородских земель). Двигаясь
по Днепру на северо-восток, он оставил после себя названия поселений: Андреевка, Андреевское (в бывшем Пореченском уезде
Смоленщины). Есть Андреевщина в Кардымовском муниципальном
образовании. Оно числится в списках с 1811 года, а с лица земли
исчезло в 1943 году, в годы Великой Отечественной войны. Андреевка значится и в Ельнинском уезде, есть и Дорогобужская Андреевка. Особенно густо представлен топоним Андрея в Вяземском,
Гжатском (Гагаринском), Сычёвском, Новодугинском районах.
Все эти поселения старинного происхождения есть в перечне сёл
и деревень, списки которых составлялись накануне отмены крепостного права в России. Условно они зарегистрированы с 1811
года, хотя существовали значительно ранее.
И ещё одна линия, прочно связывающая апостольское движение первого века со Смоленщиной и с миссионерской деятельностью Андрея Первозванного, – это археологические реликвии
о жизни Среднего Приднепровья. Смоленск – самый древний
из всех славянских городов; он старше Киева и Новгорода. Что
касается Киева, основанного, по легенде, тремя братьями (Кием,
Щеком и Хоривом), то известный на Смоленщине исследователь
старины И. И. Орловский высказался так по этому поводу: «Об основании Киева древняя летопись приводит народное предание, а
24
об основании Смоленска к его времени уже и предания были позабыты». Спускавшиеся вниз по Днепру на ладьях варяжские воеводы Аскольд и Дир без особого труда овладели Киевом, но на
Смоленск не рискнули напасть, потому что город был «велик
и мног людми».
Город на Днепре существует с «доисторических времён», что
подтверждают археологические находки. На прилегающей к нему
территории в отдалённые времена существовала густая сеть поселений каменного, бронзового и железного веков. Смоленщина насчитывает около 4000 памятников археологии, архитектуры, истории и искусства. Среди них выделяется, прежде всего, могильник
Гнёздово – один из значительнейших археологических комплексов
в Европе. Смоленск ведёт начало от «русских славян», которых
упоминает «Книга Велеса», а может быть, и раньше – от этрусков,
прапрародителей наших, основавших в своё время Рим, Венецию,
Трою и другие города Средиземноморья. «Эт-руски» и «русские» –
слова почти тождественные. Современный исследователь В. А. Чудинов расшифровал надпись на старинном бронзовом зеркале, найденном на месте легендарной Трои. Надпись гласила, что этруски
родом из кривичей, которые в глубокой древности населяли Смоленскую землю. Древнейший Смоленск отразился также в глубинных слоях народной памяти, которые шире, чем даже памятники
материальной культуры, охватывают жизнь региона, сохраняя её
культурные ценности. Из времён язычества до нашего времени дошли легенды и былины о Михайле Потоке и Марии Белой Лебеде,
о «корбах тёмных, грязях-то чёрных, смоленских», о беснующихся
смоленских девицах, которых герой христианского эпоса Георгий
Победоносец превратил в камни. «Сага о Тидрике Бернском», записанная на юге Германии 900 лет тому назад, повествует о нашествии на Смоленск и Полоцк гуннов в первом веке нашей эры.
В Смоленске при раскопках находят римские монеты эпохи
Трояна и Марка Аврелия, что свидетельствует о существовании
славянских поселений в античную пору. По новейшим данным,
Смоленская земля была частью обширной северной территории, называвшейся Белой Русью; в неё входили «не только современная
Белоруссия, но также и вся Скандинавия, включая Данию» [125].
Что касается религиозных верований смолян к моменту появления апостола Андрея, то вся огромная Белая Русь проповедовала
ведизм, который, в сущности, представлял собой православие, так
как прославлял Правь – единство зримого и незримого, где незримым считался Господь Бог. Русские Веды конкретно представляли
Даждьбога, сына Сварога, Бога Всевышнего, как затем и христиане Иисуса Христа, считая того Божьим Сыном.
25
Созданная Андреем Первозванным русская апостольская церковь имела с самого начала свои специфические особенности. Дело
в том, что усвоение византийского христианства не было прочно
связано с древнерусскими религиозными представлениями, олицетворявшими и обожествлявшими природу и человека в ней. Греческая и русская церкви возникли почти в одно и то же время,
благодаря миссионерской деятельности апостола Андрея. После
крещения Руси первозванный ученик Христа вернулся в Рим и погиб в Греции, распятый язычниками на кресте.
Поскольку процесс крещения проходил спонтанно, в известной
степени это вело к деформации вероучения, включению в его систему элементов национальных традиционных верований. Национальное религиозное начало в православной русской вере, кстати,
не отрицал и выдающийся религиозный философ И. А. Ильин [10].
Старые языческие божества трансформировались в сознании
людей Древней Руси в христианских святых – с новыми именами,
но со старыми функциями. Например, вера в триединого Бога (Великого Триглава) считалась на Руси вполне нормальным и благочестивым явлением вплоть до XVII века. Поклонение Пресвятой Троице, с почитанием двенадцати «младших» богов, рассматривалось
в комплексе христианского учения как две разные ступени единого
православия. Только с проведением никоновской реформы нарушилось это равновесие. В результате исправления богослужебных
книг по греческим образцам почитание «младших» богов стало считаться делом предосудительным. Изменения произошли и в других
ритуалах.
С официальным принятием в 988 году христианской веры князем Владимиром русское православие не утратило своего национального колорита, особенно в отправлении церковных обрядов.
В значительной мере на них опиралось так называемое двоеверие,
на которое указывали первые проповедники христианства, начиная с Луки Жидяты и кончая серьёзными учёными XIX и XX
веков. Е. В. Аничков, один из авторитетнейших исследователей
этого вопроса, справедливо отмечал, что двоеверие, установившееся
на Руси сразу после крещения, не могло быть механическим соединением прежних верований с новыми. Скорее, это был «перенос
древних поверий в новые формы» [11]. Уже с XI века проводится
работа по русификации славянской Библии, перевод которой с греческого языка на славянский сделали Кирилл и Мефодий. Русская
церковь создает Библию русско-славянскую. Это был первый шаг
в решении задачи русского православия. «Мстиславово Евангелие»,
рукопись начала XII века, представляет собой лучший образец раннего этапа осуществления русского христианства. По сравнению
26
с Библией и Евангелием Кирилла и Мефодия оно содержало уже
значительное число русских слов. В XIII – XIV веках церковная
литература всё более русифицируется, упрощается с точки зрения
языковой формы. В связи с русификацией русско-славянской Библии появляются явные расхождения с греческими оригиналами.
В конце XIV века Московский митрополит Алексий пытается снять
накопившиеся расхождения и подготавливает Чудовский Новый
Завет. Это уже было шагом назад, началом грецизации текста святого писания. В XV веке архиепископ Великого Новгорода Геннадий составляет свод библейских книг, известную Геннадиевскую
Библию 1499 года – грецизированную и латинизированную. Далее
уже процесс идёт по заданному направлению: появляется Елизаветинская Библия, а в 1580 году выходит на Волыни Острожская
Библия.
Около трёхсот лет потребовалось для того, чтобы замести следы
апостольской церкви Андрея Первозванного. В XVII веке в её защиту выступил неистовый протопоп Аввакум со своими сторонниками. Произошёл раскол церкви. Однако он не ослабил, а, напротив, усилил её национальную направленность: дважды в году, 30
июня и 30 ноября по старому стилю, она чествует первого из учеников Иисуса Христа, создавшего апостольскую православную русскую церковь на Руси.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев