Родился Станислав Теофилович 1 июня 1878 г. в деревне Воронино Смоленской губернии. В 1881 г. Шацкие переехали в Москву. В 1896 г. Станислав Теофилович окончил 6-ю московскую гимназию, которая считалась в то время одной из лучших в городе. Несмотря на это, из своего обучения в гимназии Шацкий вынес твердое убеждение, что учить детей надо по-другому: «Моя педагогическая вера выросла из отрицания того, как меня учили и воспитывали», – писал Станислав Теофилович.
Он всегда стремился за знаниями, а не за дипломами: в Московском Императорском университете обучался сначала на математическом, а затем на медицинском факультете. «Заболев» педагогическими идеями Л.Н. Толстого, поступил в Петровскую (ныне Тимирязевскую) сельскохозяйственную академию на специальность «агроном», где стал одним из любимых учеников академика К.А. Тимирязева, но так и не завершил обучение. В 1899–1901 гг. учился в Московской консерватории по классу вокала, однако не избрал и творческое поприще.
Опираясь на труды Л.Н. Толстого, свою педагогическую деятельность Станислав Теофилович начал в 1905 г. среди детей и подростков рабочих окраин Москвы. Там вместе c другими энтузиастами Шацкий создавал первые в России детские клубы, где на принципах приобщения воспитанников к труду обеспечивались максимально благоприятные условия для самовыражения личности и ее самореализации.
В 1911 г. усилиями Шацкого и его сотрудников в Калужской губернии создается детская колония «Опытная экспериментальная площадка (станция) по детскому обучению и воспитанию», которая затем получила название «Бодрая жизнь». Целью площадки была организация летнего отдыха, приобщение детей к труду, самоуправлению, всестороннее развитие их творческих способностей. На базе колонии реализовывались принципы организации новой, прогрессивной школы: привлечение детей к сотрудничеству и их вовлечение в совместную и продуктивную деятельность, связь школы с окружающей действительностью, с конкретными проблемами ребенка. Взрослые и дети издавали журналы, ставили спектакли, участвовали в хорах и оркестрах, соединяя творчество с трудом на полях, занятиями в кружках и играми.
На основе этой экспериментальной площадки по детскому обучению и воспитанию закладывалась новая для России модель трудовой школы, школы-коммуны, которая затем получит свое всестороннее воплощение и развитие в годы становления советской власти, особенно массово – в период Гражданской войны.
Логическим продолжением данной деятельности стало создание в 1919 г. в Обнинском районе Калужской губернии знаменитой Первой опытной станции по народному образованию Наркомпроса РСФСР – уникального в истории отечественной педагогики учреждения, которым Шацкий руководил вплоть до его закрытия в 1932 г.
Сверхзадачей коллектива станции Шацкий ставил «организацию всей жизнедеятельности ребенка». Под руководством и вместе с Шацким и другими педагогами и сотрудниками колонии дети принимали участие в создании облагораживающей, воспитательной окружающей среды. Вместе с этим осуществлялось их трудовое воспитание, учащиеся получали обширные практико-ориентированные политехнические знания и умения. В жизнь станции активно вовлекались крестьяне.
Опыт станции изучали отечественные и зарубежные педагоги, профсоюзные и общественные деятели. По всеобщему признанию, станция стала лучшим опытно-экспериментальным учреждением в стране в те годы.
После закрытия станции в 1932 г. Станислав Теофилович был назначен ректором Московской консерватории. И здесь он не отступал от своих педагогических принципов: им была создана Особая музыкальная школа-интернат для одаренных детей, деятельность которой во многом определила выдающиеся достижения советских музыкантов на мировых конкурсах. Ныне это Центральная музыкальная школа при Московской консерватории имени П.И. Чайковского.
При консерватории по инициативе педагога была также открыта Школа высшего художественного мастерства, своего рода аспирантура.
30 октября 1934 г. Станислав Теофилович Шацкий скоропостижно скончался. Похоронен на Новом Донском кладбище в Москве.
Память об учителе-экспериментаторе живёт в МОУ СОШ № 1 имени С. Т. Шацкого — её называют старейшей школой в Обнинске, которая ведёт свою историю с 1911 года и появления «Бодрой жизни». Кроме того, имя Шацкого носит одна из улиц Обнинска. Перед первым зданием школы — сейчас это «Лингвоцентр» и вечерняя школа города — установили бюст выдающегося педагога.
#личность
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев