Родился в д. Дуброво близ г. Смоленска.
Сын крепостного из далекой от причерноморской Одессы Смоленщины, гренадер, герой боев под Плевной во время русско-турецкой войны Никифор Ефимов с семьей - женой и тремя сыновьями - в поисках "лучшей доли" приехал в Одессу в конце прошлого века. Здесь, после долгих и бесплодных поисков работы, он наконец устроился слесарем в мастерские Русского общества пароходства и торговли (РОПИТ). Семья поселилась в доме № 24 на Княжеской улице. Сейчас на фасаде этого потемневшего от старости ветхого дома висит мемориальная доска с надписью: "В этом доме в 1895 - 1911 гг. жил один из первых русских летчиков Михаил Никифорович Ефимов". Признаться, глядя на эту надпись, я невольно задался вопросом, как могло случиться, что семья простого рабочего поселилась на такой аристократической улице, какой считалась Княжеская. Ведь в то далекое уже от нас время на Княжеской жили главным образом представители одесской знати, интеллигенция. Кстати, как раз напротив проживали известные художники Буковецкий и Нилус, жил Иван Алексеевич Бунин... Беседую по этому вопросу со старожилом дома №24 Валентиной Устиновной Штиф. Именно благодаря усилиям ее покойного мужа инженера Льва Николаевича к столетию со дня рождений Михаила Ефимова и появилась мемориальная доска. Л.Н.Штиф родился в этом доме в 1910-м - в том самом году, когда в Одессе Ефимов совершил первый в России полет на аэроплане. Валентина Устиновна рассказывает, что отец ее мужа Николай Фридрихович был капитаном одного из судов РОПиТ. Именно он, познакомившись в мастерских со слесарем Ефимовым, и помог ему поселиться с семьей в этом доме.
Михаил с детства увлекался спортом, особенно велосипедом. Его, как и многих одесских мальчишек, пленил знаменитый гонщик Сергей Уточкин. Миша становится постоянным посетителем т.н. циклодрома (велотрека). А вскоре он на подержанном велосипеде, купленном на первую получку старшего брата, завоевывает первые призы.
Когда ему исполнилось 18 лет, Михаил поступает в Одесское железнодорожное техническое училище (ранее это же училище окончил его старший брат Владимир, учился в нем и младший из братьев - Тимофей).
В 1907 году Ефимов - к тому времени он работал на телеграфе электриком - приобретает мотоцикл марки "Пежо". Теперь уже ежедневно, ранним утром, Михаил Ефимов на своем отчаянно грохочущем "Пежо", провожаемый восторженными взглядами одесской детворы, мчится с бешенной скоростью к ипподрому по неизменному маршруту: улицы Княжеская, Садовая, Дерибасовская, Пушкинская и, наконец, Большефонтанская дорога...
Всего год спустя Михаил Ефимов - чемпион России по мотоциклетному спорту. Сохранил за собой это звание и в следующем году. Вот что писал журнал "Спорт и наука" за 1908 год (журнал издавался секретарем Одесского аэроклуба К.Л.Маковецким): "Одесса, 15-22 июня здесь впервые встретятся лучшие мотоциклисты: Ефимов, Слесаренко, Усаковский и победитель гонки Одесса - Николаев Никитин. Будет между этими четырьмя страшная борьба за первое место". И далее: "На 10 верст в Одессу первым пришел Ефимов. За такую быструю езду г-н Ефимов был награжден аплодисментами".
На всех этих соревнованиях среди зрителей неизменно находилась миловидная девушка, одесситка Женя Черненко. Между Михаилом и Женей завязалась нежная дружба. Молодой гонщик делится с полюбившейся ему девушкой своими сокровенными мечтами. Появляется упорная мечта: взлететь в воздух на аппарате тяжелее воздуха. Как раз в это время Россию посещают иностранные гастролеры - пилоты из Франции. Устраиваются показательные авиационные массовые зрелища. Так, в Москве состоялись полеты французов Леганье и Гюйо. Еще раньше, в 1903 году, Михаил Ефимов узнает об успешном полете американцев - братьев Райт из штата Огайо - на изобретенной ими машине.
Большую роль в формировании Ефимова как пилота сыграл один из первых в России аэроклубов, созданный в Одессе 21 марта 1908 года. Аэроклуб решает приобрести аэроплан, а пока устроить полеты на планере. Первая попытка взлететь на планере закончилась неудачей. И тогда вызвался полететь Ефимов. Перед этим он внимательно прочитал труды о парящем полете профессора Н.Е.Жуковского и немца Отто Лилиенталя, обсуждает детали полета с одесским конструктором планера Цацкиным. И вот над ипподромом состоялся полет Ефимова. И хотя планер, буксируемый автомобилем, продержался в воздухе всего несколько секунд, но показал незабываемый по красоте полет. Очень скоро одесские газеты окрестили Ефимова "рекордсменом по количеству полетов на планере".
Окрыленный успехом, Михаил Никифорович еще внимательнее следит за успехами авиации. 25 июля 1909 года весь мир облетело сообщение о рекордном полете француза Луи Блерио. На моноплане своей конструкции он совершил первый полет из страны в страну. За 37 минут Блерио перелетел пролив Ла-Манш из французского города Калэ в английский Дувр. Ефимов принимает твердое решение: пора уже ему самому испробовать себя в воздухе. Судьба благоприятствует ему. Один из "почетных" председателей Одесского аэроклуба банкир Ксидиас решил купить аэроплан у французского пилота и конструктора Анри Фармана. Он предлагает Сергею Уточкину оплатить его обучение в летной школе Фармана во Франции, после чего Уточкин в течение трех лет за определенное вознаграждение должен будет работать на него. Фактически это была кабала. Уточкин с негодованием отвергает предложение банкира. И тогда Ксидиас обращается к Ефимову. Последний, не ведая о переговорах с Уточкиным, принимает предложение и выезжает во Францию - в небольшой городок Мурмелон. В летной школе Ефимов проявляет себя как один из самых талантливых учеников. Узнав о симпатичном и способном русском, сам Фарман объявляет, что лично будет обучать Ефимова летному делу.
25 декабря 1909 года Ефимов совершает свой первый самостоятельный полет. Совершив еще несколько полетов, Ефимов становится дипломированным пилотом - первым из русских авиаторов. Более того, Фарман решил использовать Ефимова в качестве инструктора. Между тем, Ксидиас требует возвращения Ефимова в Одессу - ему не терпится начать зарабатывать на полетах Ефимова. Михаил Никифорович понимал, что избавиться от кабального договора с Ксидиасом он сможет только оплатив неустойку в 15 тысяч рублей. Но
где взять деньги? А тут еще пришло печальное известие из Одессы: умер отец. В отчаянии Ефимов направляет телеграмму президенту аэроклуба и владельцу авиационного завода Артуру Анатра. Вот текст этой телеграммы, которую нельзя читать без волнения:
"Нужда с детства мучила меня. Приехал во Францию. Мне было тяжело и больно: у меня не было ни единого франка. Я терпел, думал: полечу - оценят. Прошу Ксидиаса дать больному отцу 50 рублей, дает 25. Оборвался, прошу аванс 200 рублей, дает 200 франков. Без денег умер отец, и без денег я поставил мировой рекорд с пассажиром. Эмброс (доверенный Ксидиаса - издатель журнала "Спортивная жизнь". - М.Б.) говорит: "Ждите награды".
Кто оценит у нас искусство? Здесь за меня милые ученики заплатили, спасибо им... Больно и стыдно мне, первому русскому авиатору. Получил предложение ехать в Аргентину. Заработаю - все уплачу Ксидиасу. Если контракт не будет уничтожен, не скоро увижу Россию. Прошу извинить меня".
Между тем в Одессе с нетерпением ждут приезда Ефимова. Газеты одна за другой посвящают ему специальные статьи. Конфликт с Ксидиасом вызывает всеобщий интерес и ажиотаж. Анатра в ответной телеграмме заверяет Ефимова, что конфликт будет улажен, предлагает ему срочно выехать в Одессу. В феврале 1910 года Ефимов появляется в ставшей ему родной Одессе. Он возвращает Ксидиасу деньги - их ему предоставил Фарман. Наконец он свободен. Можно готовиться к международным состязаниям в Ницце. А пока...
8 (21) марта 1910 года. Одесский ипподром переполнен зрителями. Мест приготовили на 25 тысяч человек, а прибыло 60. Многие безбилетные устроились за оградой. Здесь больше всего вездесущих мальчишек... Что же привело на ипподром одесситов? В этот день, как сообщали одесские газеты, на ипподроме должен состояться полет "всемирного рекордсмена Ефимова на аэроплане". Шпалерами выстроились солдаты. Опасаясь беспорядков, как сообщала газета "Одесский листок", власти мобилизовали на полеты Ефимова 380 городовых, 44 конных стражника, 32 надзирателя, 8 тысяч солдат... Но вот шум стихает. На ипподроме воцаряется тишина, которая внезапно прерывается громкими аплодисментами. К центру ипподрома подъезжает элегантная спортивная машина. Из нее выходит стройный, подтянутый Михаил Ефимов. Он улыбается, приветливо машет рукой. Механик Родэ, прибывший вместе с Ефимовым из Франции, докладывает пилоту, что все готово к полету. Аэроплан "Фарман-4" солдаты выкатывают из ангара. Через несколько минут аэроплан с Ефимовым на борту взлетает, делает три круга на высоте 50 метров и плавно опускается на землю. Гремит мощное "ура". Оркестр исполняет марш, Ефимова подхватывают на руки и несут вдоль ипподрома. Всего в этот день Ефимов совершил пять полетов, в т.ч. два - с пассажирами: Анатрой и своим недавним врагом Ксидиасом.
По окончании полетов толпа снова подхватывает на руки Ефимова. Его качают, овации длятся долго...
"Первому русскому авиатору" - такова надпись на голубой ленте лаврового венка, который надевают на Ефимова.
Проходит всего 23 дня, и 31 марта 1910 года на том же ипподроме совершает полет другой кумир одесситов - Сергей Уточкин. А 1 апреля грамоту на звание пилота-авиатора Уточкину вручает не кто иной, как Михаил Ефимов. Два пилота, любимцы одесситов, крепко, по-мужски обнимаются...
Через две недели после своего триумфального полета Ефимов возвращается во Францию, в Ниццу. Здесь, на международных соревнованиях, его ожидает огромный успех. Уже в первый день Ефимов завоевывает приз, а затем - и общее первое место.
До сих пор мы говорили только об одном из братьев Ефимовых - Михаиле. Однако летчиками стали и два его брата: старший Владимир и младший Тимофей. В день окончаний соревнований в Ниццу приезжает Владимир с семьей. И сразу же Михаил приступает к обучению старшего брата летному мастерству. Уже в конце мая 1910 года Владимир совершает свой первый самостоятельный полет. Между тем авиационные состязания, в которых участвует Михаил Ефимов, следуют одно за другим: Верона, Будапешт, Реймс. И всюду призы для Ефимова.
В Реймсе случилось несчастье. Во время тренировочного полета Владимир сильно простудился. Врачи определили крупозное воспаление легких. Спасти Владимира не удалось. Он скончался в Реймской больнице и был похоронен на местном кладбище.
А Михаил Ефимов продолжал удивлять мир своими полетами. Имя его становится легендарным. Во время Всероссийского праздника воздухоплавания в Петербурге в жизни Михаила Никифоровича происходит знаменательное событие. Он знакомится с профессором Н.Е.Жуковским. Автор всемирно известных трудов по воздухоплаванию просит Ефимова совершить несколько показательных полетов в Москве. Ефимов соглашается, и еще долго его имя не сходит с уст москвичей.
После Москвы Михаил Ефимов едет в Севастополь, где неподалеку, в Каче, ему предложили место главного инструктора в школе авиации, первой в России. Но негоже было, чтобы "простой мужик" обучал дворянских сынков летному делу, и "волею его императорского величества" Михаилу Ефимову присваивают чин поручика авиационных войск, он удостаивается звания почетного гражданина Севастополя.
В Каче происходит встреча с младшим братом Тимофеем, который умоляет обучить и его искусству летать. Вскоре Тимофей Ефимов получает диплом пилота. И вот уже он совершает полеты над городами России, его даже называют "воздушным фигуристом" - вслед за Нестеровым он стал одним из первых исполнителей "мертвой петли". А во время Балканской войны 1912 года Тимофей Ефимов одним из первых русских летчиков изъявил желание участвовать в боевых полетах против турок.
1914 год. Началась первая мировая война. Михаил Ефимов подает рапорт с просьбой отправить его на фронт. Вскоре он оказался в качестве добровольца в 32-м авиационном отряде на Западном фронте, Ефимов летает на разведку и бомбежку вражеских позиций, привозит ценные разведывательные данные. Следуют боевые награды: солдатские "георгии", орден "Анна III степени с мечами".
Талантливый изобретатель с природными задатками конструктора, обогащенный теоретическими знаниями и богатым практическим опытом, Михаил Ефимов мечтает построить самолет собственной конструкции, на котором можно будет летать, как он говорил, "подобно птицам, со всеми их виражами и садиться так же, как птицы". Эту романтическую мечту осуществить не удалось, как и желание построить на собственные средства самолет-истребитель.
Узнав об этом проекте, представители английской самолетостроительной фирмы заинтересовались им. Но Ефимова отправляют на фронт. "Позвольте достроить свой аппарат и только с ним идти на фронт", - просит он начальство. Но просьба отклоняется. "Шеф" авиации великий князь Александр Михайлович отвечает: "Предложить прапорщику Ефимову отправиться по назначению"...
А позднее на полях телеграммы Ефимова великий князь выводит и вовсе издевательскую резолюцию: "Просить П.П.Эллиса (старший офицер. - М.Б.) снестись с заведующим Чесменской богадельней на предмет зачисления уважаемого Михаила Никифоровича непременным членом заведения". Однако летом 1916 года Ефимов все-таки попадает на Румынский фронт в качестве летчика-истребителя, а затем его направляют в гидроавиацию - в Севастополь. Здесь Михаила Ефимова застала весть о февральской революции. Ефимова избирают членом комитета гидроавиации. Военные и морские летчики очень скоро полюбили заботливого Мишу Ефимова, как ласково его называли.
Весной 1918 года немцы захватывают Севастополь. Ефимов был арестован. И тогда в Севастополь из Одессы приезжает его верная подруга - Женя Черненко. При содействии супруги ее крестного, немки по национальности, германское командование разрешило Жене ("жене") свидание с Ефимовым в тюрьме. Из тюрьмы Ефимов вышел, когда Красная Армия освободила Севастополь. Город занимают деникинские войска. Ефимов эвакуируется и попадает в Одессу. Здесь он застает больного, истощенного от голода брата Тимофея (вскоре тот умирает). А в августе 1919 года Одессу захватывает белогвардейский десант. Он был высажен с миноносца под командованием капитана 2 ранга Кисловского.
Ефимов вынужден скрываться. Женя Черненко привела его на Ланжероновскую улицу, к ее крестному. Утром к ним зашел родственник-инженер. Вдвоем с Ефимовым они вышли на улицу. Не прошло и часа, как инженер вернулся и заявил, что возле Николаевского бульвара их остановил белогвардейский патруль. Инженера отпустили, а Ефимова задержали. Он видел, как Ефимова вели по бульварной лестнице к порту. Под дулами пистолетов его вели по причалам. Михаил Никифорович с грустью взирал на места, где когда-то грузчиком работал его отец...
Впоследствии стало известно, что Кисловский приказал расстрелять Ефимова. Связанного, его посадили в шлюпку и вывезли на середину бухты. Офицер, который командовал шлюпкой, сказал, что он дает ему шанс на спасение. И предложил добраться вплавь до берега. Обещал не стрелять. Ефимов согласился. Его развязали, и он нырнул. Но тут же раздался выстрел...
Одесситы чтят имя выдающегося летчика Михаила Никифоровича Ефимова. Его именем названа улица на Ближних Мельницах. Помимо мемориальной доски на Княжеской улице есть памятная доска и на здании бывшего железнодорожного технического училища (ныне Одесский техникум железнодорожного транспорта).
Здесь под руководством бывшего преподавателя Николая Тимофеевича Рыбакова создается музей истории техникума, в котором будут представлены и материалы о братьях Ефимовых.
О первом полете М.Н.Ефимова напоминает и доска на здании трибун Одесского ипподрома.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев