Константин Борисович Пастернак — классик смоленской скульптуры послевоенного периода, в течение 35 лет работал над восстановлением разрушенного Смоленска, фронтовик, награждён медалью «За боевые заслуги» (1945), орденом Отечественной войны 2-й степени (1985).
Своим жизненным кредо Константин Борисович считал девиз: «Не иметь, а уметь».
Константин Борисович Пастернак родился 30 ноября 1918 года в г. Макеевка Донецкой области в православной семье. Отец скульптора, Борис Маркович Пастернак — инженер по шахтам. Мать, Евдокия Георгиевна Пастернак, была домохозяйкой из курских крестьян.
В 19 лет Константин Пастернак поступил в Одесское художественное училище. В 1939 году был призван в Красную Армию, с июня 1941 года участвовал в Великой Отечественной войне, служил старшим художником 40-й армии. Был ранен во время переправы через Днепр. От гибели спасла коряга под которой он спрятался во время обстрела, притворившись убитым. Победу Константин Борисович встретил в Венгрии.
Из воспоминаний К.Б.Пастернака:
В Венгрии в борьбе за г. Ньиредьхаза погибло более 100 человек, они были похоронены на главной площади города. Было решено создать памятник на этом месте, и меня оставили сооружать его на братской могиле. Из бетона и мрамора я создал монумент. По акту приемки мы сдали памятник мэру Ниредьхаза, где была и моя подпись, и я двинулся догонять свою роту, но не успел - война закончилась.Горожане нам обещали хранить монумент и ухаживать за ним .
Сейчас невозможно установить каким был первоначальный проект памятника. По легенде идея установки конной скульптуры на постамент принадлежала Маршалу Советского Союза Р. Я. Малиновскому, возглавлявшему 2-й Украинский фронт. Он предложил разместить на бетонном пилоне скульптуру казака на коне, в память о погибших офицерах – казаках из конно-механизированной группы генерала И.А.Плиева. Сопоставив воспоминания Константина Борисовича, фотографию и описание памятника можно с уверенностью сказать, что Константин Борисович принимал участие в создании постамента именно этого монумента.
Памятник был открыт 15 апреля 1945 года. Автором скульптуры кавалериста стал известный венгерский скульптор, профессор Пал Пацои.
Учетная карточка воинского захоронения:
Стелла и основание выложена из бетонных плит. Основание стелы облицована чёрным мрамором, на стеле герб Советского союза. Время захоронения 22.10.1944 года. На Мраморных плитах золотыми буквами написано: Здесь похоронены павшие смертью храбрых в боях за свободу и независимость Советского союза. Ниже список погребенных. На стеле исполнен монумент в образе красноармейца с шашкой на коне.
На лицевой стороне на мраморной плите золотыми буквами написано: Вечная слава героям, павших в боях за свободу и независимость Советского Союза.
После окончания войны Константин Пастернак поступил на скульптурное отделение Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина в Ленинграде, после окончания института, в 1952 году был направлен в Смоленск.
С 1952 до 1984 года работал художником Смоленских художественно-производственных мастерских Худфонда РСФСР. В 1957 году принят в Союз художников СССР.
«Три колхозницы» — совместная работа скульпторов Константина Борисовича Пастернака и Людмилы Фёдоровны Кулаковой.
Несколько поколений смолян помнят ожидание автобуса в тени этого монумента. Здесь начинался маршрут, связывающий город с Сортировочной, Колодней, Гедеоновкой, Красным Бором.
История памятника началась в рекордном 1957 году, когда смоленские колхозы и совхозы произвели 46 тысяч тонн мяса и сдали государству 213 тысяч тонн молока. В 1958 году Смоленскую область наградили Орденом Ленина за успехи в подъеме сельского хозяйства. И в этом же году на Колхозной площади в г. Смоленске был установлен памятник, посвященный сельскохозяйственным достижениям .
Три монументальных женских фигуры застыли в динамичных позах. Девушки символизировали направления сельскохозяйственной деятельности Смоленщины: животноводство, льноводство и производство молока. Девушка в косынке заботливо держала на руках поросенка, девушка с двумя косами вязала льняной сноп, третья девушка опиралась на огромный бидон с молоком .
В постамент была вмонтирована доска с Указом о награждении Орденом Ленина
Указ Президиума Верховного Совета СССР О награждении Смоленской области орденом Ленина.
Строительство стадиона «Спартак» в Смоленске началось в 1955 году, открытие состоялось 3 мая 1959 года. Архитектор проекта — С. В. Шестопал.
Шестифигурная скульптурная группа «Атлеты» была установлена на входе смоленского стадиона «Спартак» . Бетонные атлеты мощными руками держали лавровый венок с флагштоками. Константину Пастернаку позировали гимнасты, мастера спорта Фаина Жаворонкова и Юрий Шилягин .
В начале двухтысячных скульптурная группа была разрушена, стадион перешел в частное владение .
В центре города, над небольшой площадью возвышается фигура юноши в накинутой на плечи плащ-палатке. Монумент посвящен памяти партизана, Героя Советского Союза Владимира Куриленко, погибшего под Смоленском в мае 1942 года. Памятник В. Т. Куриленко установлен в 1966 году. Работа над памятником продлилась 7 лет.
Скульптурная группа «Клятва» расположена в г. Ельне. Скупыми изобразительными средствами изображен сакральный момент принесения военной клятвы. Силуэт креста объединяет постамент , знамя и склонившегося над ним солдата. Пластика жеста рук и внутреннее напряжение композиции воспроизводит образ распятия, придает теме памятника христианское звучание: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих»
Памятник «Долой самодержавие!»установлен в 1979 году к 80-летнему юбилею первой маевки на Витебском шоссе в поселке Серебрянка . В конце XIX века через Смоленск пролегли две крупные железные дороги «Москва-Брест» и «Рига-Орел». В городе росло число рабочих, появились первые марксистские кружки. 1 мая 1899 года около 200 смоленских рабочих собрались в пригородном лесу в районе поселка Серебрянка, в 3-4 км от Смоленска. К вечеру демонстрация двинулась в сторону города. С тех пор именно 1899 год считается первым годом празднования 1 мая в Смоленске.
Памятник этнографу Владимиру Добровольскому был установлен в деревне Даньково Починковского района. Добровольский Владимир Николаевич.
Добровольский Владимир Николаевич. Этнограф, фольклорист, лингвист. Им был собран и систематизирован значительный фольклорно-этнографический материал из различных уездов губернии, вошедший в его 4-томный «Смоленский этнографический сборник». Им опубликованы также материалы, собранные в Калужской, Орловской, Рязанской губерниях и в Белоруссии, составлена «Программа этнографических сведений о крестьянах центральной России».
Добровольский трагически погиб в ночь с 7 на 8 мая 1920 года по пути из Смоленска в Даньково с хлебным обозом, подвергшимся обстрелу банды. Похоронен в усадьбе Даньково, на бывшем церковном кладбище. В 1976 году его останки перезахоронили на 30 метров южнее прежнего места, в связи с расширением дороги.
Константин Борисович Пастернак неоднократно участвовал в областных, зональных, республиканских, всесоюзных выставках. Константин Пастернак стал автором памятников и памятных знаков : Памятная доска Эрнсту Тельману на здании художественной школы им. М.К. Тенишевой, Памятная доска поэту Николаю Рыленкову на здании СмолГУ.
Работы скульптора хранятся в Смоленском музее-заповеднике, в Руднянском, Рославльском, Дорогобужском и других музеях, в частной коллекции Ирины Рыленковой.
В 80-х годах в Смоленске скульптор начал работу над памятником Василию Тёркину. В середине 1980-х годов Константин Пастернак уехал из Смоленска. 15 лет он прожил в Пскове.
Смоленская мастерская скульптора на Витебском шоссе была закрыта. Из нее исчезли 134 работы, среди которых: голова Куриленко, пять эскизов Василия Теркина, две головы Исаковского, портреты Гайдара, Достоевского, Толстого, эскизы «Порыв» и «Встреча», а также многие другие работы. Дальнейшая судьба этих произведений неизвестна.
Не удалось найти информацию о том, где планировалась установка скульптуры женщины с ребенком на руках. Неизвестно по каким причинам и при каких обстоятельствах исчез макет.
Утрачен проект фонтана «Руслан» со скульптурой «Русский богатырь» для смоленского сада Блонье. Проект фонтана «Руслан и Людмила» для Михайловского в Псковской области не был реализован в 90-е годы.
Последние годы жизни Константин Борисович Пастернак провел в Вязьме. Умер 30 октября 2005 года, похоронен в д.Чёрное, под Вязьмой.
ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ: https://dzen.ru/a/ZjoyIchftgg9okSR По материалам:
Реклaмный проспект.50 лет Смоленской организации Союза художников России. – Смоленск, 1989.; О. Суркова. В стиле реализма: от социалистического до документального. Смоленская газета.—Смоленск. 10 февраля 2019; Т.Пастернак. История одного памятника в Смоленске. Смоленск —Рабочий путь. 25.05.2017; Т.Пастернак. История одного скульптора. Исполнилось 100 лет со дня рождения Константина Пастернака. Смоленск —Рабочий путь. 09 ноября 2018; Не иметь, а уметь. Мой город Вязьма.Портал.04.08.2013;
Генеральное консульство Российской Федерации в Дебрецене (Венгрия). Сайт.; Советские воинские захоронения в Венгрии. Сайт; История одного памятника. Сайт Записки истории; История памятника «Три колхозницы». Другой Смоленск. Сайт.
Стадион моей судьбы. Смоленская газета. 10.06.2009; Скульптор Константин Пастернак и его герой. Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Дорогобужский историко-краеведческий музей» 4.03.2019. Смоленский Некрополь. Сайт
#скульптура #художник #смоленский_художник #искусство #союзхудожников #смоленск #культура #тихонова_рыбакова #схр #художник_ксениятихонова #рыбакова #рыбаков_вп #культура #искусствоведенье #статьиохудожниках #пастернак
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев