Наверное, ни один из русских художников рубежа XIX-ХХ веков не вызывал таких противоречивых отзывов о своем творчестве, как Виктор Васнецов: им то восхищались и называли истинно народным художником, то обвиняли в «ретроградстве и мракобесии». Он первым обратился к русской старине и фольклору. «Преданья старины глубокой» ожили благодаря кисти этого талантливого живописца. Богатыри, витязи, царевны, вещие птицы, ковры-самолеты, Змеи-Горынычи - художник вырос в глуши уральских лесов на русских сказках и былинах и впоследствии перенес те волшебные истории на холсты.
Но начинал Васнецов как художник-передвижник. Он, как и его товарищи, писал жанровые композиции на остросоциальные темы, волновавшие тогдашнее общество.
Появляются такие полотна как «Нищие певцы», «Книжная лавка», «С квартиры на квартиру», «Военная телеграмма», "Чаепитие в трактире". Но со временем живописец уходит от проблем современности и погружается в мир русской старины. Самая знаменитая его картина "Богатыри" - первое полотно по мотивам русских былин. Когда Васнецов впервые представил публике картины на сказочные сюжеты, ему пришлось выслушать не одно критическое высказывание в свой адрес, ведь в то время художественный мир принадлежал передвижникам и их реалистическим образам. Зрители не были готовы к принятию подобных работ: они казались надуманными, не соответствующими "правде жизни".
Своим сказочным героям художник не изменял на протяжении всей жизни. Тот же сказочный мир оживал в новаторских театральных работах Васнецова, в его эскизах к постановке пьесы-сказки Островского "Снегурочка" и одноименной оперы Римского-Корсакова. Принципы «русского стиля» мастер развивал также в области архитектуры и дизайна: по эскизам Васнецова, стилизующим древнерусскую старину, в Абрамцево были построены церковь Спаса Нерукотворного и Избушка на курьих ножках, а в Москве – фасад Третьяковской галереи, памятный крест на месте убийства великого князя Сергея Александровича в Кремле, уничтоженный при советской власти и воссозданный на территории московского Новоспасского монастыря. Самым же значительным монументально-декоративным свершением художника явились росписи киевского Владимирского собора. С именем Васнецова связана и церковная роспись Храма Спаса-на-Крови в Петербурге. Двенадцать лет кропотливого труда ушло у художника на уникальную роспись собора Александра Невского в Варшаве. Но красотой храма ее жители любовались недолго. Польские власти, провозгласив независимость страны, приняли указ о сносе православных храмов. В 1926 году храм был разрушен. Расписывал Васнецов и храм Марии Магдалины в Дармштадте, и собор Александра Невского в Софии.
После того, как в 1917 году прогремела революция и повсюду раздавались призывы отвергнуть старый стиль, Васнецов продолжал рисовать своих былинных героев.
В революционные годы художник создал свою самую волшебную серию картин «Поэма семи сказок», своего рода апофеоз творческих и идейных воззрений. В серию вошли «Спящая царевна», «Царевна-Несмеяна», «Царевна-Лягушка», «Ковер-самолет», «Кащей Бессмертный», «Баба Яга», «Бой Ивана-Царевича с трехглавым змеем». Работа над сказочными мотивами стала для Васнецова внутренней эмиграцией, и это был верный способ отгородиться от хаоса, закрутившего страну в революционной борьбе. Все семь полотен символичны, в них художник выразил свое мнение о переменах, происходящих в России, в виде сказочных аллюзий, как бы говоря: "Русь – одурманенная и заколдованная. И все ее жители уснули и не ведают, что происходит вокруг".
Революцию Васнецов не принял, слишком резко конфликтовала она с тем миром грез и высокого искусства, который наполнял его душу. Художник продолжал писать картины на сказочные сюжеты в своём московском тереме - двухэтажном деревянном доме, который он построил для своей семьи. Кругом царила разруха, шла гражданская война, а в доме Васнецова время словно остановилось, навсегда оставшись в сказке. Советская власть не решилась отобрать у художника дом, и после его кончины в 1926 году там продолжали жить его дети. В 1953 году в доме был открыт музей. Ныне Дом-музей Васнецова является филиалом Государственной Третьяковской галереи.
#История #ИсторияРоссии
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2