К. ТЕНИШЕВОЙ
25 октября 1909 принял первых посетителей музей «Русская старина» – единственное в России общедоступное собрание русского декоративно-прикладного искусства.
Но как же тяжело у нас получают признание новые хорошие начинания, какими бы нужными, полезными и значимыми для современников и потомков они ни были! Сколько переживаний и обид пришлось пережить его создательнице – М. К. Тенишевой! Но обо всём по порядку.
Народное искусство помогает раскрыть и понять русскую душу, укрепить национальное самосознание – именно этими мотивами руководствовалась княгиня в своей созидательной деятельности. Её удивляли современники: «Что же случилось с … так называемыми образованными сословиями?». И она сама же отвечала: «Случилось то, что они дали нам ряд поколений, лишённых патриотизма и презрительно и недоброжелательно относящихся ко всему русскому. Русское общество веками понемногу теряло своё достоинство, стало стыдиться самого себя, и в наши дни у большинства окончательно исчезло сознание русской национальной идеи». Не правда ли, слова, сказанные более 100 лет назад, злободневны и сегодня?
Мария Клавдиевна, как человек близкий к искусству, понимала значение сохранения его национальных корней, передачи народных традиций потомкам, а потому в 1892 начала коллекционировать предметы русской старины: ювелирные изделия, иконы, рукописные книги, старинную одежду, вышивку и шитьё, посуду, картины и так далее. Надо отметить, что с материальной точки зрения ей приходилось нелегко: муж не поддерживал занятие жены, называл её «самодуркой» и в финансировании часто отказывал – княгине приходилось прибегать к разным женским хитростям. Приобретённые предметы она старалась прятать от Вячеслава Николаевича.
Когда вещей набралось достаточно много, княгиня разместила экспонаты в единственном каменном доме талашкинской усадьбы – здании вышивальной мастерской, назвав свой пока ещё домашний музей «Скрыня» (1898). М. К. Тенишева понимала, что коллекция должна стать народным достоянием – родилась мысль о создании музея в Смоленске, о передаче собрания городу после смерти владелицы совершенно бесплатно.
Вот тут и начались проблемы. «В Смоленске я вообще не видела никакого сочувствия к своей деятельности», – пишет М. К. Тенишева в своей книге «Впечатления моей жизни». План княгини о размещении экспозиции в Никольской башне был отвергнут членом Археологической комиссии, реставратором древнерусского зодчества П. П. Покрышкиным. Тенишевой предложили совершенно неподходящее место – на пустыре, «далеко позади Сосновского бульвара».
Выручила подруга – княгиня Е. К. Святополк-Четвертинская (Киту – так её называла Мария Клавдиевна): она предоставила под музей свою землю, на том месте, где когда-то стояла рисовальная школа. На средства Тенишевой в 1903 началось строительство. Основным автором проекта был С. В. Малютин, но в создании смоленского дома для уникальной коллекции принимали участие сама Мария Клавдиевна, художники В. М. Васнецов, А. П. Зиновьев и В. В. Бекетов. Получилось произведение искусства в неорусском стиле, которое и сейчас радует смолян и гостей города. Над входом в музей поместили орнамент из разноцветной майолики – он имеет форму церковной маковки и содержит стилизованную надпись «Русская старина» с вензелем Тенишевой и указанием года начала работы. Майоликой же украшен карниз по периметру здания. Первая буква фамилии Малютина просматривается в форме оконных рам. Стёкла разбиты сложными узорчатыми переплётами на множество стёклышек – это придаёт зданию уникальный вид и красоту. Первоначально стёкла были цветными с рисунками по эскизам Тенишевой. Завершала здание черепичная (не сохранилась) крыша.
Историко-этнографическая коллекции русской старины численностью около 10000 предметов переехала из талашкинской «Скрыни» в Смоленск в январе 1905. Размещением экспонатов помогал заниматься хранитель И. Ф. Барщевский.
Революционные события 1905 вынудили Марию Клавдиевну покинуть Россию, но перед этим она обратилась к смоленскому губернатору с просьбой дать охрану для музея, но получила отказ – и вслед за собирательницей в Париж отправилась большая часть её коллекции. Лувр восхищался предметами русского искусства, что особенно удивляло и обижало княгиню: «Нет пророка в своём Отечестве». Прожив за границей 2 с половиной года, Мария Клавдиевна рвалась назад, в любимые и родные её сердцу места. И снова пеклась о коллекции, которую совсем не хотела оставлять на чужбине: русское искусство должно принадлежать русскому народу, а поскольку в собрании преобладают «смоленские вещи», то и пребывать они должны в Смоленске. Но губернатор Н. И. Суковкин «остался верен себе»: «Мне нет дела до частной собственности». И только благодаря настойчивости княгини, понимавшей, что «музеи … строятся не для современников, а для будущих поколений, для их развития и пользы», и содействию члена Государственной Думы от Смоленской губернии Н. А. Хомякова коллекция вернулась на прежнее место.
Стремление Тенишевой безвозмездно передать своё собрание городу было раскритиковано в газетах военным следователем А. В. Жиркевичем. Самым неприятным для меценатки было то, что смоляне безмолвствовали, не вставали на её защиту: «Русские люди тяжелы на подъём, равнодушны и совершенно не интересуются подобными вопросами. Обидевшись на смолян, я ответила в одной газете, что если Смоленску мой музей не нужен, то я всегда найду, куда его поместить». А поместить было куда – принять тенишевские сокровища были готовы Таганрог, Екатеринбург, Нью-Йорк, Париж. Тенишева была тверда в своём решении: «Означенный музей должен находиться в г. Смоленске в полной неприкосновенности в том же помещении на вечные времена».
Её условия принял Московский археологический институт, филиал которого в Смоленске был открыт при содействии двух деятельных подруг – М. К. Тенишевой и Е. К. Святополк-Четвертинской. 30 мая 1911 в зале Дворянского собрания состоялся торжественный акт передачи музея «Русская старина» в дар городу через посредничество археологического института. Мария Клавдиевна ключи от музея преподнесла на специально изготовленном ею блюде из красной меди. На нём цветной эмалью было написано: «Придите и владейте, мудрые. Влагаю дар мой в руцы ваша. Блюдите скрыню сию, и да пребудут вовеки сокровища ея во граде Смоленске на служение народа русскаго».
Но мудрости не хватило… В 1920-х предметы из коллекции разошлись по городам и музеям страны, оставшееся было отправлено в запасники – фашисты, которые знали толк в искусстве, разорили их. В настоящее время сохранилось менее половины предметов из огромной коллекции. К счастью, в XXI веке осознали, что тенишевская коллекция должна быть по возможности восстановлена и возвращена в родной дом – музей «Русская старина».
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев