Практически на протяжении всей гражданской войны на Смоленщине шло вооруженное классовое противостояние – «красные» против «белых». Белогвардейское движение выступало за возврат к старому. Против советской власти многие смоленские крестьяне боролись против продразверстки, террора и различных мобилизаций. Участники «кулацко-эсеровских банд» (так власти называли антисоветское движение) вовсе не хотели возвращать землю помещикам, а царя Николая на трон. Они хотели «своей» власти, действующей в их интересах. К этому движению примыкали и бывшие помещики, офицеры, представители старой царской администрации и даже духовенства. Но у них были свои, отличные от крестьян, интересы. Среди белогвардейских лидеров Смоленщины мы видим даже офицеров из Поречского уезда братьев Жигаловых, дворянина полковника Шаврова в Гжатском уезде, архимандрита Никифора, настоятеля Колоческого монастыря в том же уезде, «барона Кыша», сына крупного землевладельца Поречского уезда, митрополита Московского и Коломенского Макария (Гневишина) – бывшего настоятеля Чудовского монастыря в Вяземском уезде и многих других бывших представителей господствующего класса. Расцвет антибольшевистского движения пришелся на осень 1918 года.
В то же время еще в июле 1917 года на Смоленщине началась организация Красной Гвардии. К концу октября число отрядов достигло пяти, а красногвардейцев - не менее 500 человек. Лишь в Смоленске, а также в Рославле, Вязьме и Поречье (ныне - Демидов) такие дружины возникли до установления советской власти, а в остальных уездных центрах - позже. Всего до конца года было сформировано 14 отрядов, из них 10 - в волостях, остальные - в Вязьме, Рославле, Ярцеве и Духовщине. Пик этого процесса пришелся на май 1918 г., когда большинство красногвардейцев перешло на службу в Красную Армию.
По неполным сведениям, с ноября 1917 г. по март 1918 г. в губернии было организовано 36 отрядов Красной гвардии с числом бойцов свыше 3,5 тысяч. К декабрю количество отрядов достигло 114-ти с личным составом более 4 тысяч человек. В некоторых селах и деревнях Духовщинского, Поречского, Ельнинского и Сычевского уездов красногвардейские дружины возникли раньше, чем в уездных центрах. Численность отрядов была различной - от двух до десятков и даже сотен бойцов, вооруженных револьверами, винтовками, шашками, а иногда - пулеметами. Советы контролировали всю деятельность дружинников, которые охраняли здание исполкома, склады, патрулировали улицы, пресекали случаи грабежей бывших помещичьих имений, участвовали в подавлении антисоветских мятежей, конвоировали к месту заключения арестованных и т.д.
Всего с января по начало октября 1918 г. на территории Смоленского края вступили в Красную Армию 43 тысячи человек. Среди них было немало беженцев из Прибалтики, Белоруссии и Украины.
В Смоленске были сформированы и убыли на разные фронты 1-й социалистический отряд Западного фронта (командир В.Г. Зиновьев), 1-й Смоленский революционный полк (командир Г.А. Боряков), Смоленский Железный Кавалерийский полк (командир В.С. Горбачев), Революционный боевой поезд (командир К.П. Ревякин), Сводный отряд Штаба Красной Армии (командир Б.Н. Иванов), Революционная имени Смоленского Совдепа артиллерийская батарея.
Кроме них, были созданы две пехотные дивизии (объединены в 17-ю пехотную дивизию - командир Г.М. Борзинский), два отдельных пехотных полка (командиры Г.Х. Эйхе и Н.Е. Овчинников), интернациональные части латышей, литовцев, немцев и поляков.
На фронты в 1918 г. было направлено маршевое пополнение численностью более 50 тысяч человек.
С 17 апреля 1918 г. Смоленская губерния находилась в сфере деятельности Чрезвычайной Комиссии Западной области (центром ее был Смоленск), председателем которой был В.И. Яркин.
Уже к августу 1918 г. Губернская ЧК имела филиалы не только во всех уездных городах, но и в некоторых волостных центрах. Деятельность чекистов находилась под жестким контролем исполкома, на еженедельных заседаниях которого председатель местной ЧК отчитывался о работе “своего ведомства”.
6 сентября 1918 г. смоленские чекисты ночью провели массовые аресты в городе (более 2 тысяч человек, включая служащих советских учреждений, военных ведомств и штабов Красной Армии). Среди арестованных были генерал, начальник виленского охранного отделения В. Сорокин, штабс-капитан Б Уряднов, барон Н. Энгельгардт, смоленские полицмейстер и пристав В. Гепнер и В. Гладышев, ответственный за доставку оружия офицер М. Кац, бывший кадет С. Жанович, офицеры братья Возненко, бывший городовой, а в 1918 г. работник смоленской милиции Ф. Дьюн (Дюн) и др. В конце 1920 г. специальная комиссия ВЧК после всесторонней проверки Губернской ЧК признала ее работу во всех отношениях одной из лучших в стране.
В сентябре 1918 г. решением 3-го съезда Советов Западной области область была переименована в Западную Коммуну.
30-31 декабря 1918 г. в г. Смоленске, в здании бывшего Дворянского собрания, состоялась VI Северо-Западная конференция РСДРП(б), которая провозгласила себя 1-м съездом Компартии Белоруссии и образование Белорусской ССР. Съезд избрал Центральное бюро Компартии БССР, в которое вошли А.Ф. Мясников (Мясникян), В.Г. Кнорин, И.Я. Алибегов, Д.Ф. Жилунович, С.В. Иванов, М.И. Калманович, Р.В. Пикель, В.З. Соболев, В.И. Яркин и др. Временное рабоче-крестьянское правительство возглавил Д.Ф. Жилунович, оно немедленно переехало в Минск. Смоленская губерния, провозглашенная первоначально составной частью БССР, осталась в составе России.
Осенью 1918 года противники большевиков, используя их крупные просчеты в отношении крестьянства, а также недовольство последних репрессивной политикой властей, сумели поднять крестьянские восстания в Бельском, Гжатском, Духовщинском, Вяземском, Поречском и отчасти Сычевском уездах. В ряде мест руководители антисоветского восстания начали проводить мобилизацию в белую армию. В подавлении этого восстания местное руководство использовало как методы террора, так и разъяснительную, пропагандистскую работу. Так, поход крестьян на Вязьму в конце ноября 1918 года не состоялся, потому что их удалось убедить, что они были обмануты белогвардейцами и что советская власть – это их власть. В Поречском уезде братья Жигаловы, Макаревский, Коваленко (барон Кыш), Емельянов и другие организовали вооруженные отряды и выступили против советской власти. В ноябре 1918 года эти отряды во главе с А. Жигаловым на 3 дня захватили Поречье и установили там террор. Было казнено 60 коммунистов и в том числе Я. Е. Демидов, фронтовик, прапорщик царской армии, председатель Поречского Совета. Город Поречье вскоре был переименован в Демидов.
Часто крестьяне выступали не против советской власти как таковой, а против конкретных действий властей. К сожалению, случаи злоупотреблений руководителей имели место. Местные власти иногда брали заложников и расстреливали их в случае террора против работников советской власти. Не церемонились и белогвардейцы: во время восстания в Гжатске в ноябре 1918 года захватившие этот город повстанцы перебили весь партийный и советский актив, в том числе председателя уездной ЧК Ф. К. Эйзенарма и уездного комиссара по народному образованию, редактора местной газеты, члена ВЦИК Л. В. Цыпкина.
В последних числах ноября 1918 года остатки только что разгромленной банды Жигалова, чтобы отомстить за поражение, ночью напали на витебский отряд, остановившийся ночью в селе Кошевичи. Все 80 красноармейцев во главе со своим командиром были зверски убиты. Злобу вымещали и на мертвых – в изуродованные трупы некоторых бойцов бандиты воткнули палки с записками: «Продналог выполнен!» На теле командира была вырезана пятиконечная звезда, пальцы рук были обрублены, глаза выколоты. Во время этой зверской расправы произошел весьма примечательный эпизод. Захватив спящих красноармейцев, бандиты не потеряли ни одного человека. Но во время публичных пыток этой страшной картины не выдержал крестьянин Аверьян Солдатенков, бывший фронтовик. Он залез под амбар и меткими выстрелами убил 9 бандитов. Это удалось потому, что они не поняли, откуда стреляют, и только определив, где засада, бандиты расправились с крестьянином.
Наивысший подъем белого антибольшевистского движения в губернии наблюдался во 2-ой половине 1918 – начале 1919 гг. Осенью 1919 года губчека, чтобы оторвать от белого движения случайные элементы, предложило амнистию всем, кто с повинной явится к властям. Это в какой-то мере повлияло на размах движения. Но практически весь период гражданской войны волны антисоветских полубандитских выступлений то поднимались, то опускались. К концу 1920 года белогвардейское движение в крае сошло почти на нет. Этому в значительной степени способствовали победы Красной Армии, но последнюю крупную банду (А. Жигалова) уничтожили только в 1922 году.
Общее количество жертв междоусобной войны в «тыловой» Смоленской губернии неизвестно. Никто не посчитал число «классовых врагов», расстрелянных как заложников, количество бандитов, «зеленых» и их пособников, погибших от рук красноармейцев, бойцов продотрядов, партийных и советских активистов, убитых белогвардейцами в «тихой» Смоленской губернии. Относительно Смоленщины речь идет о тысячах убитых сотнях тысяч раненых и покалеченных.
Итогом гражданской войны стало образование Союза Советских Социалистических Республик, в состав которого и вошла Смоленщина.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев