Страница моей книги «Мы строили БАМ»
В 2024 году в России торжественно наша страна отмечает 50-летие с начала строительства Байкало-Амурской магистрали. Началом современной истории БАМа принято считать выход постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР от 8 июля 1974 года «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали». Именно к этой дате и приурочено празднование 50-летия БАМа. БАМ – это крупнейшая железная дорога не только в нашей стране, но и в мире. Она проходит через Восточную Сибирь и на Дальнем Востоке. Протяженность БАМа – 4300 км. История БАМа ведет свое начало с 19 века, когда задумались о необходимости связать отдаленные края Российской империи с ее центральной частью. Первые участки этой уникальной дороги стали появляться с 1938 года, а активное строительство БАМа началось с 1974 года. Становление характеров, умение работать с людьми, уметь отстаивать свою правоту, твердо следовать своим принципам – все это была «школа БАМа». Настоящего бамовца отличали созидательность, коллективизм, готовность всегда прийти на помощь и бескорыстие. Такими характерами обладали люди, жившие на БАМе и таким человеком была и есть Нина Степановна Ефремова, уроженка д.Буткинское Озеро Смолинской управы. Это талантливый и замечательный человек, которая долгое время жила со своей семьей и работала на БАМе, ею написаны стихи и песни о знаменитом БАМе, о том времени. По нашей просьбе для вас, наши пользователи, Нина Степановна написала свои воспоминания, свою историю.
«Свой рассказ о БАМе я начну с 1974 года. Мой муж уехал туда в 1973 году, он был экскаваторщик. В 1974 году, зимой, с двумя детьми 4х лет и 2х лет, я приехала в с.Улюнхан и мой муж даже не знал о моем приезде, он был на трассе, отсыпал дорогу на Уоян. Ночевали мы в маленькой конторке, на столах. А утром нам дали жилье, это была избушка 2м. на 2,5м., где у хозяйки ягнились козы, небольшая печурка и топчан. А на завтра приехал муж. Вот так началась наша жизнь на БАМе.
Дома мой муж не бывал и я решила устроиться на работу и быть вместе с ним. Меня приняли продавцом, поселили нас в натянутый между вагончиками брезент, с железной печкой, вроде палатки. Спали все четверо на огромном топчане. Почти всю ночь топили железную печку. Работа была тяжелая. Я возила продукты на трассу. Иногда нашу машину волна захлестывала вместе с кабиной. Думала выживем, нет. Но шофер умело выводил машину на берег. Магазина не было, тем более холодильника. Сервилат быстро портился, приходилось копать яму, чтоб его спасти. Тем временем нам дали пол вагончика и детей я оставляла с соседкой, которая жила во второй половине вагончика.
Скоро дорогу отсыпали до Уояна и мы переехали в Уоян. Там муж со своим помощником построили балок и мы переехали уже в лучшие условия, с кирпичной печкой, магазином. Так мы работали и в Кичере нам дали квартиру. К тому времени я уже родила дочь, родилась она в Уояне. Муж ветеран труда, ударник. Был приглашен и участвовал в укладке золотого звена, ну а я при нем. Я участвовала в художественной самодеятельности, много сочиняла песен, стихов, растила трех детей в этой нелегкой, но очень интересной тогда жизни. В 1983 году муж перевелся в 693 поезд, и мы переехали в Таксимо. В 1985 году в ДК «Корчагинец» состоялся мой первый авторский концерт. Народу было полно. Концерт прошел на бис. А в 1987 году мой муж умер. Я осталась одна с тремя детьми. Еще проработала до 1991 года и мы уехали с БАМа. Он был и останется всегда в моей памяти, как светлая пора моей жизни.»
БАМ – это не просто железная дорога, а символ эпохи, говорят те, кто работал на Великой стройке... Вот такая история жизни и воспоминания о БАМе Ефремовой Нины Степановны. А мы с вами говорим огромное спасибо за этот рассказ, надеемся, что Нина Степановна и дальше нас будет радовать своими замечательными музыкальными произведениями и ждем в гости на малую Родину!
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев