Наталия Семенова, педагог-психолог
В современных экономических условиях глобализации рынка и конкуренции важнейшим ресурсом организаций являются руководители. Руководитель является носителем и проводником организационной культуры, в следствии этого, к нему предъявляются высокие требования. В этой связи актуален анализ особенностей эффективной управленческой деятельности, который позволит выделить отличительные черты труда руководителя в современных условиях.
1.Управленческий труд – особый вид общественного труда, основной задачей которого является обеспечение целенаправленной, скоординированной деятельности как отдельных участков совместного трудового процесса, так и трудового коллектива в целом, организации взаимосвязей и взаимоотношений в руководимом коллективе, обеспечивающих успешное достижение поставленных целей. По своей сути управленческий труд – это планомерная деятельность, направленная на организацию, регулирование, мотивацию и контроль за работой сотрудников организации. Занятые управленческим трудом непосредственно, не создают материальные ценности, но осуществляют техническую и организационную подготовку производства, совершенствуя методы планово-экономической работы, формы материального стимулирования, реализуя свою деятельность в продукте труда совокупного работника.
2.Управленческая деятельность многогранна, ее многоплановость обусловлена выполнением руководителя множеством социальных ролей, объединенных в своеобразные комплексы: идеологический управленческий комплекс (руководитель выступает как общественно-политический деятель, педагог и воспитатель), профессионально-предметный комплекс (руководитель является эрудитом, дипломатом, администратором), профессионально-организационный комплекс (руководитель – творец функций и структуры организации, оптимальных технологий управления, управленец персонала), психологический управленческий комплекс (руководитель как мотиватор, практический психолог, педагог, синтезатор социально-психологического климата, оптимизатор информационного воздействия, созидатель коллективного интеллекта), организаторский комплекс (руководитель выполняет роль интегратора – синхронизатора, ревизора, координатора).
3.Управленческая деятельность носит явно выраженную социально-психологическую направленность, так, процесс информационного воздействия по времени составляет 75-90% от общего объема временных затрат руководителя. Поэтому, развитие социально-психологического потенциала руководителя, его коммуникативных способностей, можно рассматривать в качестве основного резерва повышения эффективности управленческого труда.
4.Управленческая деятельность носит интеллектуальный характер. Интеллектуальный характер труда требует от руководителя высоких показателей когнитивной сферы, аналитико-синтетического склада ума, быстроты, гибкости, глубины, широты, прагматичности мышления, творческого воображения, абстрактно-логической памяти, произвольного запоминания, сохранения, воспроизведения информации, объема, устойчивости, концентрации, интенсивности, распределения внимания. Отсюда вытекает необходимость развития когнитивной сферы личности руководителя.
5.Труд руководителя характеризуется высокой эмоциональной нагрузкой. Это обусловлено воздействием на психику целого ряда стрессогенных факторов. Низкая стрессоустойчивости руководителя весьма нежелательна, так как это может привести к появлению психосоматических заболеваний и потери трудоспособности. В связи с этим, знание законов саморегуляции и умение управлять своим эмоциональным состоянием становится обязательным в деятельности руководителя.
Итак, основная деятельность руководителя представлена единством разноплановых ее сторон – социально-экономической, организационно-технической, и социально-психологической. Эффективность управления определяется тем, насколько руководитель способен обеспечить три этих – очень разных «измерения», а также согласовать их между собой.
Сегодня наблюдаются тенденции развития менеджмента с преобладанием социально-психологических подходов и четкая ориентация на личность и способности управленца. Ведущими факторами, влияющие на эффективность управленческой деятельности в современных рыночных условиях, на наш взгляд, являются управленческие способности. В связи с этим, возрастают требования к управленцам, в частности к их способностям. В условиях рыночной экономики востребованы руководители, способные быстро реагировать на изменения внешней среды, предлагать новые, нестандартные решения, генерировать оригинальные идеи и предложения, разрабатывать эффективные стратегии. Креативное мышление руководителя является одним из ведущих качеств, значимым для успеха в управленческой деятельности и позволяет ему разрабатывать и реализовывать инновационные идеи и решения на практике.
В результате анализа научных исследований в области креативных черт личности (Р. Кэттелл, Е. Торренс, Х. Швет, М. Воллах, Н. Коган, Д.Б. Богояв-ленская, В. Н. Дружинин, А.Е. Тарас) определены качества, характерные при высоком уровне креативности, которые мы сопоставили с выделенными качествами эффективного руководителя (А.В. Карпов, Р.А. Макаревич, М.А. Кремень, Семенова Н.Г). Оказалось, что креативные качества личности совпадают со многими из выделенных критериев качеств эффективного руководителя, что подтверждает приоритетность диагностики и развития креативных способностей в процессе отбора и подготовки руководителей.
Высокий уровень креативности руководителя связан с высоким уровнем его обучаемости в специальных областях знаний(социально-психологической, социально- экономической, и организационно- технологической), составляющих его профессиональную компетенцию. Подчеркнем, что управленческие задачи – это задачи с повышенной неопределенностью, которые требуют своеобразного процесса решения (как любая нестандартная творческая задача), поэтому руководитель должен быть личностью с развитым креативным мышлением.
Психические свойства индивидуума и качества личности, от которых зависит успешность выполнения деятельности, взаимно связаны. Качества личности выступают как способности, если рассматривать их с успешностью выполнения управленческой деятельности.
Из анализа литературных источников выделены основные группы личностных качеств эффективного руководителя, которые можно использовать в качестве основных критериев оценки управленческих способностей руководителя:
1.Социально-политические качества включают в себя мировоззрение, преданность государственной политики, идейно-политическую убежденность, политическую активность, патриотизм, законопослушность.
2.Нравственно – этические качества личности руководителя: честность, искренность, объективность, преданность делу, терпимость, тактичность, внимательность, справедливость, эмпатия, умение слушать, отзывчивость, настойчивость в реализации решений, принципиальность, умение открыто признавать свои ошибки, гибкость и адаптивность, надежность, обязательность, самокритичность, устойчивость работоспособности, коллективизм.
3.Интеллектуальные качества, характерезующиеся: аналитическим мышлением, гибкостью ума, стратегичностью мышления, концептуальностью мышления, любознательностью, прагматичностью мышления, оперативностью, критичностью, умственной активностью, креативностью, наблюдательностью, быстротой и качеством обучения, высокой работоспособностью, общей эрудицией, речевыми особенностями – четкостью, краткостью, логичностью, убедительностью речи.
4.В мотивационно - потребностной сфере находятся движущие силы развития способностей, так как управленческая направленность формируется на основе наличия управленческих способностей. Управленческая направленность руководителя :склонности и интересы к управленческой деятельности, профессиональная позиция субъекта (осознание целей и функций управленческой деятельности, осознание роли и места деятельности руководителя), способность к адекватной самооценке, положительные обобщающие отношения к управленческой деятельности, стремление к личным и профессиональным достижениям, обучаемость.
5.Лидерские качества: доминантность, уверенность в себе, самолюбие, независимость, инициативность, активность, общительность, способности к постановке целей и задач деятельности, предприимчивость, самостоятельность в определении методов решения управленческих задач, способности мотивирования подчиненных, принципиальность.
6.Организаторские качества находят выражение в спонтанном самостоя-тельном включении в организаторскую деятельность, принятии на себя роли организатора и ответственности за работу других людей, потребности в осуществлении организаторской деятельности, умении организовывать групповое взаимодействие, работоспособности, инициативности, гибком стиле руководства, делегировании полномочий, конструктивном решение конфликтных ситуаций, требовательности, планомерности.
7.Психолого-педагогические качества: информационная надежность, невербальная компетентность, эмпатия, высокая чувствительность и восприимчивость к описанию психологических качеств других людей, идентифицированность, наблюдательность, рефлексивность, практический психологический ум - организационная проницательность, психологический такт, естественность в общении, общественная энергичность, самокритичность, самолюбие, оптимистичность, коллективизм.
8.Коммуникативные качества: сензетивность, социабельность, дипломатичность, перцептивные способности - проницательность, психолин-гвические способности, интерактивные способности, активность и естественность в общении, адекватность коммуникативного поведения, суггестивные способности.
9.Эмоционально-волевые качества: целеустремленность, принципиаль-ность, настойчивость, самообладание, решительность, смелость, требовательность, дисциплинированность, скромность, самообладание, саморегуляция.
10.Психофизиологические показатели: свойства продуктивности психических процессов; особенности темперамента.
Многие из рассмотренных личностных качеств тесно взаимодействуют между собой, а их содержание как бы взаимопроникает друг в друга.
Выводы: основными функциями руководителя в управленческой деятельности являются: целепологание, планирование, прогнозирование, принятие решений, коммуникация, мотивация и контроль. Причем, принятие решений и коммуникативная функция, являются связующими. Эффективность управлен-ческой деятельности определяется тем, насколько у руководителя развиты соответствующие способности. Современный специалист должен постоянно совершенствовать свои профессиональные знания и навыки.
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИСТОЧНИКИ:
1.Карпов, А.В. Психология менеджмента. – М.: Гардарики, 2003. – 584 c.
2.Макаревич Р.А. Психологическая диагностика.- Минск: Акад. упр. при Президенте Республики Беларусь, Каф. Психологии упр. Ч.1, 2000.
3. Макаревич Р.А., Семенова Н.Г.Методическое пособие-курс лекций по дисциплине «Основы психологии и педагогики».-Минск: «Техническая литература БНТУ» 2008.
4. Макаревич, Р. А. Основы психологии: курс лекций, практикум : учебное пособие / Р.А.Макаревич.- Минск : КИИ МЧС Республики Беларусь, 2005. - 309 с.
5.Семенова Н.Г.-Минск: Труды Академии управления, выпуск 6 «Проблема управленческих способностей и их развитие» 2005.
6.Собчик, Л.Н. Психодиагностика в профориентации и кадровом отборе. – СПб.: Речь, 2002. – 72 с.
7. Тарас, А. Е. Руководителю о творческом мышлении. – Мн., 1990. – 86 с.
#психология
Нет комментариев