Как и где жили, как и где служили – так и песню сложили казаки. Их много, песен казачьих, более четырех тысяч. В этих песнях горела казачья душа. В них вспоминал казак свое прошлое, воспевал героев, вспоминал о милой. В них любил и под них плясал, как плясал у себя дома. Как шли, уходили в далекий поход казаки. Как развертывалась перед ними бескрайняя осенняя степь-пустыня и с кургана на курган долго тянул звонкий подголосок: «Е…е…ой-да вот и перестанем…горе, ой, мы горевать…». В бесконечных скрипичных переливах с его голоса смывалась его тоска и сменялась бодрым призывом: «Е…е… ой-да Дунай-речку, братцы, речку переплывем….».
Исторические песни казаков имеют ту особенность, что в них довольно верно отражены подлинные события и факты, ярко передаются и сила народа, его отвага, удаль, молодечество.Народ хранит песни в своей памяти в течение столетий. Из поколения в поколение передаются они, прославляя народных героев, борцов за свободу. Широкому распространению исторических песен способствовали напевность, яркость и образность языка.В старину говаривали: коли нет в доме песни, значит и счастья в это доме не водится. Казаки испокон веков славились своим зычным, удалым пением. Генерал Платов однажды рассказывал Кутузову, что ни разу не слышал, чтобы казаки шли в поход без песен. По этим самым песням без труда мог отыскать казачьи подразделения в русском лагере близ Бородино. И немудрено. Ведь в каждой станице была своя, особая, неповторимая манера играть казачьи песни. Все приезжающие на Дон,например, дивились тому, что ни одна самая малая ярмарка не проходила без песен.Специально очищалась площадка в центре – «круг», где любой желающий мог показать свою удаль в песне и танце.
Песня – это не только идеальное выражение казачьей души, а и истинное отражение судьбы всего казачества. Казачье народное творчество – мудрость, накопленная веками.Специалисты отзываются о казачьем фольклоре не иначе, как о богатейшем кладезе для творчества, источнике высочайшего вдохновения. В нем вся жизнь народна, его боли и радости, думы о будущем.
Даже в далекой сторонушке пели казаки, тоскуя по родным степям:
Не бывал ил ты, орел, на Тихом Дону?
Не видал ли, орел, отца с матерью,
Не видал ли, орел, молодую жену
И малых детушек?
Радуясь и печалясь о делах нынешних, народная песня несет дню завтрашнему правдивый рассказ о былом. Потому и нынче поют о Стеньке Разине, любимом герое донской народной песни, о Пугачеве, об Игнатушке Некрасове. Здесь и князь Долгорукий, царский посланник, потерявший на Дону голову. И плененный шведами Краснощеков, отчаянной смелости казак. И Степан Ефремов, и Платов. Атаманы, есаулы, хорунжие, простые казаки , которые волею судьбы беспрестанно ищут славы земле русской в кровавых сечах. А себе?… А женам своим, детям да матерям?.. Нет, сладкого и завидного в казачьей судьбе мало. Об этом песни:
А засеяна славная землюшка казачьими головами,
Украшен-то наш Тихий Дон молодыми вдовами,
Цветен наш батюшка славный Тихий Дон сиротами,
Наполнена волна в Тихом Дону отцовскими да материнскими слезами…
Источник: “Мой край родной, казачий” – Владимир Шалыгин
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев