Орлом, парящим на крыльях Духа в заоблачных высотах, воителем, громящим бесовские полчища, чудотворцем, воскрешающим утонувших в морской пучине, пророком, видевшим рушащуюся Вселенную, мудрецом, постигшим неизреченные тайны Всевышнего Миродержца, – таким является нам Апостол и евангелист Иоанн Богослов.
Как совместить лучезарное сияние его славы с образом тихого, застенчивого юноши, простого неграмотного рыбака, некогда внявшего призыву Учителя из Назарета? Как достиг скромный разум Апостола Иоанна Богослова величайшего богопознания, каким путем вознеслась кроткая душа его на вершины Горнего Царства?
Бог есть Любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем (1 Ин. 4, 16), – такими словами поучает Вселенскую Церковь святой Иоанн Богослов, уже будучи глубоким старцем. Апостолом любви именуют святого Иоанна – этим благодатнейшим чувством проникнуты его богодухновенные творения, и это из его уст услышало человечество невыразимо прекрасную истину: Бог есть Любовь (1 Ин. 4, 8). Юный Апостол Иоанн был любимейшим учеником Христа Спасителя, но почему именно к нему обращено было особо нежное чувство Сына Божия? По слову блаженного Августина, дай любящего, и откроется любимый – несомненно, возлюбленнейший ученик Иисуса Христа был и самым любящим Его учеником.
В евангельских повествованиях мы видим Апостола Иоанна рядом с Сыном Человеческим во время всех главнейших событий земного жития Христова: и на Фаворе при Преображении, и за Тайной вечерей, и в Гефсиманском саду, и на Елеоне при Вознесении, и в Сионской горнице в день Пятидесятницы; мы видим его – единственного из учеников Спасителя – стоящим у Креста Распятого Господа. Однако мы не слышим, чтобы он вступал в беседы с Божественным Учителем, задавал Ему вопросы, высказывал собственное мнение, как это делали Апостолы Петр или Фома. В кругу слушающих Господа Иисуса Апостол Иоанн кажется тишайшим (но, очевидно, он был и внимательнейшим, ведь именно святой Иоанн стал четвертым евангелистом, не повторявшим повествования других Благовестников, но дополнившим Благую весть о житии и Учении Спасителя поистине бесценными подробностями).
Величайшие тайны Вселюбящего Творца и созданного Им мироздания открываются не ограниченному земному рассудку, а только великой любви. Не на сухих песках гордыни и тщеславия, а на благодатной почве святого боголюбия и братолюбия произрастает истинная мудрость. Вот почему перед творениями простого галилейского рыбака, святого Иоанна, теряются многознающие философы, немеют пытливые ученые, склоняют головы изысканные писатели. Вот почему Всевышний в полноте открыл тихому Апостолу Иоанну и судьбы человечества, и пути Промысла, и невыразимые глубины Своего Божественного бытия – так же, как некогда Христос Спаситель ничего не скрывал от юного ученика, ибо у Любящего не бывает тайн от возлюбившего. Даже и в этом мире любовь есть единственный ключ к истинному пониманию человеческого сердца – вот так же путь к боговедению лежит через боголюбие, потому только любвеобильнейший Иоанн, один из всех Апостолов, удостоился высокого имени Богослова.
Комментарии 1