ДЛЯ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗЧИКА:
На практике многочисленны случаи, когда к заказчику приходит уполномоченный контрольно-счетный орган, фиксирует в акте проверки факт завышения стоимости подрядных работ (оказанных услуг, поставленного товара), выявленных в ходе их выполнения, или выявляет экономию подрядчика (исполнителя). После чего заказчик направляет претензию подрядчику (исполнителю) и идет взыскивать неосновательное обогащение в большинстве случаев по уже прекратившему свое действие госконтракту, по которому все обязательства давно выполнены, на основании выявленных контрольно-счетным органом нарушений.
В УСЛОВИЯХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОНТРАКТОВ (средства федерального бюджета и средства государственных внебюджетных фондов Российской Федерации) и муниципальных контрактов:
В раздел "Ответственность сторон":
"В случаях выявления в ходе проверки неправильности расходования выделяемых по настоящему контракту денежных средств, проведенной заказчиком или уполномоченным контрольно-ревизионным органом, фактов необоснованного завышения сметной стоимости и/или неверного применения расценок и/или нецелевого расходования средств и/или завышения объемов работ, а также иных обстоятельств, повлекших причинение ущерба заказчику, подрядчик возвращает заказчику перечисленные ему денежные средства в размере выявленных переплат и сумм нецелевого использования в течение 5 (пяти) банковских дней (со дня получения уведомления) на счет заказчика".
Рекомендуются и дополнительные пункты:
"Согласно п. .... контракта для составления акта контрольного обмера с представителями уполномоченных контрольно-ревизионных органов государственный заказчик вызывает подрядчика на объект, уведомив его письменно за 3 календарных дня до начала работ по контрольному обмеру объема выполненных работ.
В случае неявки подрядчика на контрольный обмер выполненных работ этот факт фиксируется в акте контрольного обмера, в нем делается пометка об этом, и контрольный обмер выполненных работ, проводится силами государственного заказчика и уполномоченным контрольно-ревизионным органом. По окончанию контрольного обмера выполненных работ, подписанный акт контрольного обмера выполненных работ по почте направляется подрядчику".
"Подрядчик перечисляет сумму денежных средств в течение 5 банковских дней со дня подписания акта контрольного обмера и/или со дня получения по почте акта контрольного обмера, на счет государственного заказчика".
ФОРМУЛИРОВКИ ПРЕДПИСАНИЙ ОРГАНОВ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ:
«…В нарушение требований ст. 162 БК РФ, статей 309, 711 ГК РФ по государственному контракту на выполнение работ Государственным Заказчиком за счет средств федерального бюджета были неправомерно оплачены работы, в том числе: фактически невыполненные работы, работы по завышенной сметной стоимости, применение повышающих коэффициентов к строительным работам, несоответствие примененных расценок к технологии выполненных работ, транспортировка грунта…»
«…По результатам проверки выявлено неэффективное использование денежных средств, вынесено представление об устранении нарушений, Заказчику предложено взыскать с подрядчиков ущерб, причиненный бюджету, и произвести возврат средств в соответствующие бюджеты (по источнику финансирования)…»
«…Выявлены следующие нарушения: отражение излишнего количества материалов, объемов работ, фактически не выполнявшихся, завышение стоимости материалов и работ в результате неверного применения расценок (завышение нормативов и расценок по материалам и работам), замена материалов на более дешевые, некачественные поставленные материалы и выполненные работы, неэффективное использование бюджетных средств, выразившееся в отсутствии подтверждения стоимости материалов накладными, указанными в актах выполненных работ…»
ЧТО ТЕПЕРЬ БУДУТ ПРОВЕРЯТЬ:
В ходе проведения проверочного мероприятия Казначейством России (ЦАФК (ТОФК) могут осуществляются действия по документальному и фактическому изучению законности соответствующих финансовых и хозяйственных операций, достоверности бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в отношении деятельности объекта проверки по основным статьям бухгалтерского баланса объекта проверки отдельно по каждому государственному контракту, контракту (договору), соглашению:
⁃ материальные затраты;
⁃ затраты на оплату труда;
⁃ отчисления на социальные нужды;
⁃ амортизация;
⁃ прочие затраты.
Проверочные действия по документальному изучению проводятся в отношении финансовых, бухгалтерских, отчетных документов, документов о планировании и осуществлении закупок и иных документов объекта проверки, подтверждающих фактическое использование целевых средств, а также путем анализа и оценки полученной из них информации с учетом информации по устным и письменным объяснениям, справкам и сведениям должностных, материально ответственных и иных лиц объекта проверки и осуществления других действий в целях проверки.
Это могут быть в том числе лимитно-заборные карты, требования-накладные, накладные на отпуск материалов на сторону, карточки учета материалов и другие первичные документы, отражающие операцию по отпуску материалов.
Проверочные действия по фактическому изучению проводятся путем осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчета, экспертизы и контрольных замеров.
Несоблюдение (несоответствие) критерия обоснованности (экономической оправданности) и документального подтверждения является основанием для исключения затрат из себестоимости товаров (работ, услуг).
К типичным ошибкам в учете затрат могут быть отнесены:
⁃ отнесение на себестоимость работ расходов, не подтвержденных первичными документами;
⁃ отражение в себестоимости работ затрат, относящихся к выданным авансам по невыполненным работам (отсутствуют акты о выполненных работах);
⁃ необоснованное включение в себестоимость командировочных и представительских расходов, расходов на рекламу, подготовку и обучение персонала при отсутствии подтверждающих документов;
⁃ нарушение порядка ведения регистров аналитического и синтетического учета затрат;
⁃ отнесение на себестоимость затрат по приобретенным ценностям без оприходования ТМЦ на склад и их списания;
⁃ отнесение на себестоимость командировочных расходов лиц, не состоящих в штате объекта проверки и не являющихся совместителями (оформленных по договорам подряда) или по командировкам не производственного назначения и др.
При выявлении нарушений (признаков нарушений) по результатам проверки, отраженным в акте проверки, в рамках возложенных функций и полномочий, могут применяться следующие меры реагирования в соответствии с законодательством Российской Федерации:
⁃ информирование главного распорядителя средств федерального бюджета, заказчика, получателя бюджетных средств, заключившего соглашение, объекта проверки о нарушении(ях) (признаках нарушений) и необходимости его(их) устранения;
⁃ отказ в санкционировании расходов за счет целевых средств;
⁃ информирование Министерства финансов Российской Федерации, Федеральной налоговой службы и Федеральной службы по финансовому мониторингу о выявленных нарушениях (признаках нарушений) в соответствии с их компетенцией;
⁃ обращение в правоохранительные органы;
иные меры.
КВАЛИФИКАЦИЯ:
При рассмотрении дел об оспаривании предписаний уполномоченных органов финансового контроля, а также иных категорий дел, при рассмотрении которых может подниматься вопрос об обоснованности выводов уполномоченных органов о неэффективном использовании бюджетных средств, необходимо учитывать следующее:
Статьей 34 Бюджетного Кодекса РФ установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Оценивая соблюдение участниками бюджетного процесса указанного принципа, судам необходимо учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции.
В связи с этим конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.
Наш Telegram-канал по вопросам ценообразования в строительстве Союза инженеров-сметчиков: https://t.me/soyzsmet Новости и аналитика реформы ценообразования в строительстве, ФГИС ЦС Минстроя России, вопросы перехода на ресурсно-индексную и ресурсную модель определения стоимости строительства и многое другое...
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев