НЕ ЗАНИМАЙТЕСЬ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ С АКТАМИ КС-2!
Нередко возникают вопросы по заполнению таких документов, как Акт о приемке выполненных работ (форма № КС-2).
В ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" указано, что каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. При этом согласно п. 8 ст. 3 Закона N 402-ФЗ фактом хозяйственной жизни являются: сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств.
С такой точки зрения, положения Закона N 402-ФЗ о порядке применения и оформления первичных учетных документов должны учитываться и применительно к Актам приемки выполненных работ.
Порядок заполнения унифицированных форм N КС-2 и КС-3, утвержден Постановлением Госкомстата России от 11.11.99 N 100.
В унифицированные формы можно при необходимости добавлять реквизиты (вносить дополнительные строки, колонки и т. п.). При этом все реквизиты утвержденных Госкомстатом России унифицированных форм первичной учетной документации остаются без изменения (включая код, номер формы, наименование документа). Удаление отдельных реквизитов из унифицированных не допускается.
При добавлении определенных колонок в унифицированную форму, не меняя основной структуры документа, гриф "Утверждена Постановлением Госкомстата России от 11 ноября 1999 г. N 100" не меняется, так как не разработаны и не применяются собственные формы документов.
Иначе говоря, мы не вправе трогать все те реквизиты, которые есть в формах, но можем добавлять нужные нам графы, столбцы и т.д. (подобные изменения должны быть оформлены приказом (распоряжением) руководителя организации или лица, которому делегированы полномочия по подписанию таких приказов), а также расширять и сужать графы.
Это определено в том числе и Указаниями по применению и заполнению унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ в Постановлении Госкомстата России от 11.11.99 N 100.
Есть позиция, что в случаях, когда стоимость работ, выполняемых подрядчиком, определена в твердых договорных ценах, реквизиты, относящиеся к единичным расценкам, в форме N КС-2 могут не заполняться (гр. 4 "Номер единичной расценки" и гр. 7 "Выполнено работ; цена за единицу, руб."), и в них проставляется прочерк.
При этом все остальные графы, в том числе графа 3 "Наименование работ", графа 5 "Единица измерения" (наименование измерителя, например, кв. м, куб. м, т, шт. и т.п.), графа 6 "Выполнено работ; количество" (в соответствующих единицах измерения физического объема выполненных работ) и графа 8 "Выполнено работ; стоимость, руб." заполняются в установленном порядке. Заполнение показателя количества в графе 6 в процентах не допускается.
(Письмо Росстата от 31.05.2005 N 01-02-9/381 "О порядке применения и заполнения унифицированных форм первичной учетной документации N КС-2, КС-3 и КС-11").
Другой документ: Письмо Минрегиона РФ от 21.08.09 № 27335-ИП/08 "Об унифицированных формах первичной учетной документации"):
Министерством регионального развития Российской Федерации рассмотрено обращение и сообщается следующее.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.07.1997 N 835 "О первичных учетных документах" разработка и утверждение унифицированных форм первичной учетной документации возложены на Росстат.
Согласно разъяснению Федеральной службы государственной статистики от 31.05.2005 N 01-02-9/381 о порядке заполнения унифицированных форм N КС-2 и КС-3 в случаях, когда стоимость работ, выполняемых подрядчиком, определена в твердых договорных ценах, в форме N КС-2 не заполняются гр. 4 "Номер единичной расценки" и гр. 7 "Выполнено работ; цена за единицу, руб.".
Все остальные графы, в т.ч. гр. 3 "Наименование работ", гр. 5 "Единица измерения", гр. 6 "Выполнено работ; количество" и графа 8 "Выполнено работ; стоимость, руб." заполняются в установленном порядке.
Заполнение показателя в графе 6 в процентах не допускается.
Так вот, гр. 4 Акта (соответственно и заполнение гр. 7) ДОЛЖНА ОБЯЗАТЕЛЬНО СОДЕРЖАТЬ ссылки на сметные или производственные нормы (расценки), калькуляции или расчеты, также как и сама смета к договору (контракту), даже если она делается в т.н. "договорных" ("коммерческих") ценах! И НИКАКИХ ПРОЧЕРКОВ!
Есть вероятность, что все эти т.н. "прочерки" будут истолкованы при проверках или в суде, как неполнота и противоречивость документов, а сведения, содержащиеся в этих документах, "неполны, недостоверны и (или) противоречивы", а в определенных обстоятельствах - будут сделаны выводы о том, что имеет место искажение сведений о фактах хозяйственной жизни, создание формального документооборота. А ЭТО УЖЕ ОЧЕНЬ СЕРЬЕЗНО!
Таким образом: ЕСЛИ ПОЗИЦИЯ АКТА (СМЕТЫ) В ЦЕЛОМ ОПРЕДЕЛЯЕТ ВИД РАБОТ И ЗАТРАТ, ТО ДАННАЯ ГРАФА ЕЕ ОБОСНОВЫВАЕТ!
С другой стороны:
Некоторые Суды считают, что отдельные недостатки оформления первичных документов не препятствуют установлению содержания хозяйственной операции и не опровергают реальность этих операций. Добросовестным налогоплательщикам арбитры прощают самые разнообразные нарушения в оформлении подтверждающих документов, в том числе в заполнении актов сдачи-приемки работ (постановления ФАС МО от 16.02.2011 N КА-А40/310-11 по делу N А40-3087/10-90-39, от 15.12.2009 N КА-А41/14022-09 по делу N А41-5242/09, ФАС ЦО от 23.01.2012 по делу N А36-1753/2010 и др.).
Судьи отмечают, что при отсутствии подробной расшифровки сметных позиций в актах о приеме выполненных работ недостающая информация может быть восполнена, поскольку в графе 2 "Номер позиции по смете" формы КС-2 содержится ссылка на соответствующий пункт локальных смет, в которых отражена подробная расшифровка состава работ и используемых материалов. Кроме того, детальная расшифровка дается в журнале учета выполненных работ (форма КС-6а).
Из свежих решений:
Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 22 августа 2018 г. N 08АП-7213/18 (Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 3 декабря 2018 г. N Ф04-5189/18 настоящее постановление оставлено без изменения):
"...действующее законодательство не предъявляет требований к детальной расшифровке видов выполненных работ в акте приемки выполненных работ и справке о стоимости выполненных работ..."
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 6 августа 2018 г. N 17АП-8689/18 (Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 11 декабря 2018 г. N Ф09-7758/18 настоящее постановление оставлено без изменения):
"...Вместе с тем условиями договора не предусмотрено составление актов выполненных работ с детальной расшифровкой работ.
Отсутствие в названных документах детальной расшифровки видов выполненных работ не свидетельствует о нарушении порядка их оформления и не является основанием к отказу в приемке работ, так как документы содержат указание на выполнение работ по заключенному между сторонами договору. Степень подробности составления актов не может быть критерием для признания первичных документов оформленными ненадлежащим образом. Невозможность или затруднительность приемки работ на основании актов не доказана..."
А вот в в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 31.01.2012 N А19-6518/2011 суд отметил:
"...в представленных актах приемки работ в графе "наименование работы (услуги)" указано "строительно-монтажные работы по договору", то есть, в представленных документах не раскрыто содержание хозяйственной операции (отсутствует возможность, определить, какие подрядные работы производились, на какой территории они производились, в рамках какого договора и в каком периоде они выполнялись). Представленные обществом первичные документы не могут являться документальным подтверждением понесенных расходов, поскольку отсутствует возможность определить, какие подрядные работы производились, на какой территории они производились, в рамках какого договора, и в каком периоде они выполнялись...."
В Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.01.2007 N А19-17307/06-24-Ф02-7451/06-С1 указано, что:
"...удаление отдельных реквизитов из унифицированных форм не допускается. В данном случае в представленном на камеральную проверку акте по форме N КС-2 работы были объединены под общим наименованием "Общестроительные работы", не заполнены графы "Номер единичной расценки", "Единицы измерения работ", "Количество выполненных работ", "Цена за единицу". Суд пришел к выводу, что отсутствие обязательных к заполнению реквизитов не позволяет установить существо, объем, стоимость, единицу измерения, а также другие характеристики выполненных строительно-монтажных работ, а, следовательно, подтвердить их экономическую обоснованность и документальное подтверждение...".
Учитывая наличие отрицательной судебной практики, существуют значительные риски в отношении признания расходов, если из документов невозможно четко понять характер проводимых работ!
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ:
Несмотря на то, что действующее законодательство не предъявляет требований к детальной расшифровке видов выполненных работ в Акте приемки выполненных работ (КС-2) и Справке о стоимости выполненных работ (КС-3), это не может само по себе гарантировать защиту от возникновения претензий.
Степень подробности (детализации выполненных работ) при заполнении Актов сдачи-приемки работ не может быть критерием для признания первичных документов оформленными ненадлежащим образом, а работы спорными, свидетельствовать о нарушении порядка их оформления и не являться основанием к отказу в приемке работ, только в случае, если это не препятствует установлению (раскрытию) содержания хозяйственной операции и не опровергает реальность этих операций, т.е. представляется возможным определить связь выполненных работ, оказанных услуг с финансово-хозяйственной деятельностью организации и подтвердить их целесообразность и экономическое обоснование (хозяйственную цель), в том числе наличием детализированной сметы, журнала учета выполненных работ (форма КС-6а), другой исполнительной и первичной документации.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев