в Главгосэкспертизе России:
«…Таким образом, при формировании Классификатора строительных ресурсов, его корректировке и дополнении, необходимо очень тщательно подходить к вопросам наименований ресурсов, их основных технических характеристик, использования товарных (фирменных) наименований и знаков и единиц измерений. Нужно четко определять границы приводимых основных технических характеристик ресурсов и проводить эту границу там, где заканчивается последняя техническая характеристика, после которой последующие характеристики уже не будут влиять на числовые измерители расхода ресурсов в сметных нормах и технологию производства работ с их использованием, их качество, потребительские и эксплуатационные свойства. При этом, приводимое в Классификаторе строительных ресурсов (КСР) наименование и основные технические характеристики, должны позволять четко «опознать» материал, начиная с выбора проектных решений и его приобретения (закупки) на товарном рынке (в торговой сети)…
При ресурсном методе, а также при базисно-индексном методе (в части выведенных за расценки материалов) наименования и технические храктеристики строительных ресурсов СТАНОВЯТСЯ ЭЛЕМЕНТОМ ОПИСАНИЯ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ В КОНКУРСНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ (в части технических и качественных характеристик объекта закупки) в системе государственных контрактов!
Смета – это обязательная часть конкурсной документации и контрактов. При закупке работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства проектно-сметная документация должна размещаться в составе документации о закупке на официальном сайте в сети Интернет.
В СМЕТЕ, СОСТАВЛЕННОЙ РЕСУРСНЫМ МЕТОДОМ ВСЕ МАТЕРИАЛЫ ВИДНЫ – И НАИМЕНОВАНИЯ И РАСХОД!
В смете наименования материалов, изделий и конструкций принимаются из Государственных сметных нормативов (ГЭСН). В свою очередь наименования материалов в ГЭСН должно соответствовать наименованиям в Классификаторе строительных ресурсов. В том числе и сейчас в части выведенных за расценки (ФЕР, ТЕР) материалов!
Проектная документация определяет объем, содержание работ, в частности архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, характеристики надежности и безопасности объектов капстроительства (ч. 2 ст. 48 ГрК РФ). Отсутствие в документации о закупке информации о технических характеристиках работ, требованиях к их безопасности, результату работ, в том числе отсутствие проектной документации в полном объеме, не позволяет определить потребности заказчика и приводит к невозможности формирования участником закупки предложения по исполнению контракта.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 (Статья 33. Правила описания объекта закупки) Закона о контрактной системе 44-ФЗ:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Важно отметить, что заказчик не вправе сформулировать в документации об электронном аукционе требования к товару путем ссылки на ГОСТ, ТУ, СП и пр. без указания конкретных требований в самой документации (п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 33 Закона N 44-ФЗ).
Требования к объекту закупки должны быть указаны в самой документации об аукционе
Согласно изменениям, вступившим в силу 11.01.2018, товарный знак можно указывать при описании объекта в любой закупке при условии:
- сопровождения такого указания словами "или эквивалент";
- несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
- закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на эти машины и оборудование.
Включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений ст. 33 Закона N 44-ФЗ.
Также не допускается указание конкретных показателей результатов испытаний, а также компонентного состава товаров.
К примеру:
В приложении N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе в том числе установлено
По позиции 24 "Трубы хризотилцементные напорные" - Длина обточенных концов не менее 200 до 250 мм.
По позиции 21 "Шпатлевка" - Время высыхания (одного слоя) при 20 °C не более 24 ч.
По позиции 4 "Плитка фигурная тротуарная" - Технологический уклон боковых граней допускается не более 5 мм размера в плане на каждую сторону; не допускается.
Комиссия ФАС приходит к выводу, что Заказчик устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе, помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, не предусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели технологических процессов изготовления указанных товаров, результатов испытаний, компонентного состава товаров (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим). Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при оказании услуг, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, технологических процессов, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе ненадлежащие требования к содержанию заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") по развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации и переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка на 2018 - 2020 годы (УТВЕРЖДЕН распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2018 г. No 1697-р)
РАЗДЕЛ V. СТРОИТЕЛЬСТВО
4. Проведение анализа сметных нормативов и классификатора строительных ресурсов на предмет упоминания товарных знаков и фирменных наименований строительных ресурсов
Срок – декабрь 2018 года (Доклад в Правительство)
Минстрой России, ФАС России
Продолжение следует...
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1