В чем ключевая разница
Для многих руководителей транспортных компаний и самих водителей «предрейсовый медосмотр» и «послерейсовый медосмотр» звучат похоже. Но с юридической и практической точки зрения — это две разные процедуры с разными целями. Компания «СоюзМедТранс» простыми словами объясняет главное отличие, чтобы вы больше никогда в них не путались.
Самая простая аналогия: выезд и возвращение
Представьте, что вы сдаете в аренду автомобиль.
Перед тем как вам его отдать, сотрудник парка тщательно проверяет машину: нет ли повреждений, полный ли бак, исправны ли системы. Это — предрейсовый осмотр.
Когда вы возвращаете автомобиль, сотрудник снова его осматривает, чтобы зафиксировать, в каком состоянии он приехал, и выявить повреждения, которые появились во время аренды. Это — послерейсовый осмотр.
Теперь перенесем эту логику на водителя.
Предрейсовый осмотр («до рейса»): Допуск к работе
Главный вопрос: «Готов ли водитель безопасно начать движение?»
Суть: Это профилактическая и разрешительная процедура. Ее проводят перед началом рабочей смены, чтобы ответить на один критически важный вопрос: можно ли этому человеку сегодня доверить управление транспортным средством?
На что направлен:
Выявление противопоказаний к управлению ТС на «старте»: алкоголь, наркотики, похмельный синдром.
Оценка общего самочувствия: повышенное давление, температура, головокружение, признаки острого заболевания.
Оценка психоэмоционального состояния: сильный стресс, переутомление, которые могут повлиять на концентрацию.
Результат: Штамп и подпись медработника в путевом листе. Без этого документа водитель не имеет права садиться за руль. Это его «допуск к работе».
Кому обязателен? ВСЕМ водителям, осуществляющим деятельность по трудовому договору (дальнобойщики, таксисты, курьеры, корпоративные водители и т.д.).
Послерейсовый осмотр («после рейса»): Фиксация состояния
Главный вопрос: «В каком состоянии водитель завершил рейс?»
Суть: Это контрольная и фиксирующая процедура. Ее проводят после завершения рабочей смены или рейса. Ее цель — не допустить к работе, а зафиксировать, в каком состоянии водитель ее закончил.
На что направлен:
Выявление фактов употребления запрещенных веществ в течение рейса. Это ключевое отличие.
Оценка степени утомления после длительной или сложной поездки.
Фиксация признаков ухудшения здоровья, которое могло проявиться уже в пути (например, гипертонический криз).
Результат: Фиксация состояния водителя в журнале и медицинской карте. Это юридический документ, который подтверждает, что в конце рейса водитель был (или не был) трезв и здоров. Если водитель употребил что-то в пути, это вскроется именно здесь.
Кому обязателен? Не всем, а только водителям, занятым на перевозках:
Пассажиров (такси, автобусы).
Опасных грузов (ADR).
Детских групп.
Сравнительная таблица: Разница в одном взгляде
КритерийПредрейсовый осмотр (ДО)Послерейсовый осмотр (ПОСЛЕ)
Время проведенияПеред началом рейса/сменыПосле окончания рейса/смены
Главная цельДопустить к работеЗафиксировать состояние после работы
Ключевой вопрос"Готов к управлению?""В каком состоянии завершил рейс?"
Что выявляетИсходное состояние: опьянение, болезнь перед выездом.Конечное состояние: опьянение, принятое в пути; сильная усталость.
Юридическая рольРазрешение на выездДокумент-фиксация для отчета и защиты
Для кого обязателенВсе водителиТолько водители пассажирского транспорта и опасных грузов
Вывод: Два осмотра — две линии защиты
Предрейсовый осмотр — это «страховочный трос» на входе. Он не пускает за руль тех, кто уже нездоров или нетрезв, предотвращая потенциальное ДТП в начале пути.
Послерейсовый осмотр — это «контрольный пункт» на выходе. Он выявляет нарушения, произошедшие во время рейса, и является мощным сдерживающим фактором для водителей, а также защищает компанию от ложных обвинений.
Оба осмотра не взаимоисключают, а дополняют друг друга, создавая полноценную систему безопасности для вашего бизнеса, ваших водителей и других участников дорожного движения.
«СоюзМедТранс» организует оба вида осмотров


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев