часть 1
ВО ЧТО ОДЕВАЛИСЬ НАШИ ПРАЩУРЫ.
В первые века нашей эры на историческую арену выходят племена славян.
Ранняя история славян не запечатлена ни в каких письменных источниках,
поэтому до сих пор не известно откуда они пришли, известно только, что
уже в V веке славянские племена обитали в степях Юго-Восточной Европы.
Постепенно славяне заселяли более северные территории, создавая свои
основательно укреплённые города.
Уже в IX веке Восточная Европа не
была забытой окраиной средневекового мира. Через неё проходили торговые
пути, соединявшие мусульманский Восток с христианским Западом. На этой
территории складывались и умирали города, поселения и целые небольшие
государства - княжества, которые иногда объединялись в военные союзы.
Наиболее сильными были княжества - Новгородское, Киевское, Вятское.
Большинство славянских племён были язычниками - каждый бог при этом
олицетворял определённую силу природы, главным был бог солнца Перун.
Язычники устраивали праздненства, посвященные почитанию своих богов, их
изобразительное искусство было ярким и радостным.
На территории Киева проживали древляне и поляне. Древляне были язычниками, поляне проповедовали христианство.
Древние славяне, будучи язычниками, зачастую, по политическим
соображениям, на княжение приглашали иноземцев. Таковыми были потомки
варягов Аскольд и Дир, которые отправившись в поход на Царьград, не
дошли до последнего и остались княжить в Киеве, древнейшем поселении
полян - крупного племенного объединения славян.
Потомок варягов, новгородский князь Олег (Вещий), обманом заманил
Аскольда и Дира в ловушку, после чего провозгласил себя властителем
Северной Руси (Новгорода) и Южной Руси (Киева) и таким образом возникло
новое государственное объединение славян Киевская Русь.
Олег проводил активную завоевательную политику, ему даже удалось
покорить сильнейшее государство средневековья - Византию. Византийцы
откупились от русских дружин огромной контрибуцией и данью.
После смерти Олега на княжение пришел Игорь, его жена Ольга, родившаяся
в варяжских землях, посетив Константинополь в 50-х годах Х века, была
крещена, её сын Святослав всё ещё был язычником, и только при внуке
Ольги - Владимире, который был прозван Красно Солнышко, христианство
приняло статус государственной религии.
Таким образом, Киевская Русь окончательно сформировалось к Х веку, к
этому же времени относится наивысший экономический и культурный расцвет
государства.
Искусство Киевской Руси сформировалось на основе слияния двух традиций:
древнейшей - языческой и новой Христианской. К моменту принятия
Христианства на Руси уже сформировалось своё самобытное искусство,
солнечное, радостное, исключительно светское. Поэтому несколько
ортодоксальная византийская духовная традиция в сочетании с уже
сложившимся русским искусством и дала такой необычный для Европы синтез
религиозного и светского искусства, исполненного огромной
жизнеутверждающей силы.
С принятием Христианства древнерусская культура ОБОГАТИЛАСЬ
ВИЗАНТИЙСКИМИ культурными традициями, архитектурными приемами, опытом
монументального и станкового живописного искусства. Так, в частности
древнерусские мастера переняли у византийцев искусство иконописи,
фресковой живописи, культовые сооружения возводились на основе
крестово-купольного типа храма.
При Ярославе Мудром в честь победы над печенегами был построен собор
Святой Софии, по мотивам Софии Константинопольской, украшенная
росписями и мозаиками. Возводить и украшать храм помогали византийские
мастера. Вслед за Киевом Софийские соборы появились в Новгороде и
Полоцке. В характере росписей, трактовке образов действующих лиц
сюжета, лепке формы, решению фигур ясно просматриваются влияния
византийской художественной традиции.
Влиянию византийского искусства подверглось и декоративно-прикладное
искусство, в частности - КОСТЮМ. Наблюдая древнерусские фрески,
повествующие о жизни властителей или святых, четко просматриваются эти
влияния. Это, прежде всего, многослойность, монументальность и
сдержанность цветовой гаммы.
Костюм, несмотря на свою самобытность, ощутил на себе влияние не только
византийского костюма, но также и форм западно-европейских одежд. Как
уже говорилось выше, юго-восточная славянские города находились на
перекрёстках оживленных торговых путей и русские торговцы время от
времени посещали северо-европейские земли, перенимая не только опыт
возделывания материалов, но и манеру изготовления и ношения одежд. В
Западной Европе в это время преобладали тяжёлые суконные ткани и
соответствующие им монументальные статичные одежды.
Огромное влияние на формирование русских одежд оказали также
климатические условия России. Суровый, холодный климат северных земель,
долгая зима, сравнительно короткое, прохладное лето - обусловил
появление закрытых, тёплых одежд.
Почти все русские одежды этого периода были накладными. Они имели
спереди лишь небольшой разрез. Русские люди почти не носили
драпирующихся одежд, а в народе они отсутствовали полностью. Будучи
длиннополыми, русские одежды даже в княжеской среде все-таки не
достигали такой длины, как в Византии. Сословные различия проявлялись
лишь в качестве тканей, из которых были сшиты костюмы.
Древняя Русь - страна , где основным занятием населения было
землепашество и скотоводство, поэтому изготовлялись в основном льняные
ткани и шерсть. Лён мог быть различной выработки - от тончайших полотен
до грубого холста.
Ткани вырабатывались в домашних условиях и в артелях ткачами, наиболее
дорогие ткани были привозными. Домотканая шерсть (ДОМОТКАНИНА) была
грубой выделки и называлась СЕРМЯГОЙ. Она шла на крестьянские одежды, а
также на нижние и домашние одежды посадских людей и бояр.
Ткани значительно различались по качеству. Для создания одежды
использовали КРАШЕНИНУ - все гладкоокрашенные ткани, а также ПЕСТРЯДЬ -
ткани, полученные переплетением нитей разного цвета, а также НАБОЙКУ -
ткани с нанесенным на поверхность печатным рисунком.
Для изготовления верхней, торжественной и нарядной одежды боярства
использовали ПАВОЛОК - привозные ткани. Среди них самыми драгоценными
были АЛТАБАС, АКСАМИТ - ткань из шёлка и пряденой золотой нити, похожая
на парчу, поверхность которой была заполнена узором, который создавался
петельками из золотых нитей. Излюбленными тканями были КАМКА и ТАФТА -
ткани из шелковых нитей. КАМКА - гладкоокрашенная ткань узорная ткань,
рисунок на которой получен путем различного переплетения нитей. ТАФТА -
шелковая ткань полотняного переплетения из очень туго скрученных нитей
основы и утка, благодаря чему материал получался очень плотный, жесткий
с характерным шуршаньем, ”хрусткий”, как говорили в старину. Широко
применялся РЫТЫЙ ( с тиснённым рисунком) и ЗОЛОТНЫЙ бархат (шитый
золотыми нитками.
Русские одежды обычно украшались различными отделками- цветными кантами, вышивкой, мехом.
Крестьяне и посадский люд свою одежду украшали мехом зайца, белки,
лисы, часто использовали овчину, бояре использовали более ценный мех -
соболя, куницу, бобра, выдру.
Для вышивок использовали цветные нитки: крестьяне и посадский люд -
шерсть, бояре - шёлк. Кроме этих нитей очень популярны были вышивки
КАНИТЕЛЬЮ - кручёной золотой или серебряной нитью, БИТЬЮ - расплющенной
серебряной проволочкой, прикреплённой на ткань по нанесённому рисунку
при помощи простой нитки (золотное шитьё). Костюмы украшали жемчугом:
САЖЕНЫМ - когда каждая бусина пришивалась отдельно и ПОДНИЗЯМИ -
низанными жемчужными нитями, имевшими вид кружева.
Цветовая гамма одежд была самой разнообразной, несмотря на то, что
красили в основном растительными красителями. Излюбленными цветами были
золотисто-коричневые, различные оттенки красного - червлёные, багряные;
сине-голубые цвета - лазоревые и зелёные.
ИДЕАЛ КРАСОТЫ на Руси предполагал статную фигуру, гордую осанку,
плавную, неторопливую походку, которая подчеркивалась костюмом.
ЖЕНЩИНЫ должны были быть белы лицом, румяны, чернобровы, иметь длинные
волосы, заплетенные в одну косу низко на затылке. Замужние женщины
должны были скрывать волосы под головными уборами даже дома. Девушки
могли носить открытые волосы, повязанные над лбом лентой.
МУЖЧИНЫ должны были иметь окладистую бороду от виска до виска и усы.
Волосы стригли “в скобку” - типа каре, или “в кружок” - ровным
полукругом.
С древнейших времён на Руси развивалось ювелирное дело, достигшее к Х
веку небывалых высот, не только в сфере производства украшений, но и в
изготовлении драгоценного оружия и предметов утвари.
Костюм обязательно дополнялся украшениями - гривнами, серьгами,
перстнями, которые выполнялись в различных ювелирных техниках -
филиграни, ковки, эмали, черни.
Вывод. На формирование древнерусского костюма оказал влияние в большей
степени костюм Византии, а также Западной Европы, климатические
условия, уровни развития ткацкого и отделочного производства.
ИТАК, рассмотрев, каким образом, под влиянием каких факторов
сформировался костюм Древней Руси, необходимо рассмотреть ТРАДИЦИИ
НОШЕНИЯ ДРЕВНЕРУССКОГО КОСТЮМА, а прежде рассмотрим какие способы
одевания и виды ношения одежд существовали в костюме Западной Европы и
Византии то время.
По виду ношения детали костюма подразделяются на ПЛЕЧЕВЫЕ и ПОЯСНЫЕ - в
зависимости от точек опоры, соприкосновения костюма и фигуры.
По способу одевания одежды подразделяются на НАКЛАДНЫЕ, одеваемые через голову, и РАСПАШНЫЕ - имеющие сквозную застёжку спереди.


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев