О свечной магии написано и сказано уже очень много.
При этом многие уже совсем забыли о предшественнице свечи-обычной, простой лучине, которая вплоть до начала 20 века помогала нашим предкам не только освещать жилье, но и в магических обрядах.
На изготовление лучины шли сосна, береза, осина, дуб, клен, ясень.
Для получения тонких (около 70 см длиной) лучин полено — «лучевое», «лучйнное» — распаривали в печи: клали его поверх ведерного чугуна с кипящей водой или на под истопленной печи, потом надкалывали рядами с одного конца топором в глубину сантиметров на 15 и затем «драли лучинины» руками.
Березовые поленья высушивали на печи и в печи и затем щепали лучину большим ножом («косарь», «косырь», «лучёвник», «лучинник») или обломком косы. На Севере щепали лучины шириной в 3—4 см и толщиной до 1 см.
Полученную лучину сушили под шестком, где находилась довольно большая ниша — подпечье, там же хранили кухонный инвентарь.
Они различались между собой длиной и толщиной. Некоторые, видимо, догорали почти полностью (их длина составляла около 3,5 см), другие тушили раньше (их длина достигала 25 см).
Чтобы получить больше света, одновременно жгли несколько лучин. Их закрепляли в светец.
Простейший светец представлял собой развилку с двумя, тремя- четырьмя рожками из дерева или кованого железа с острым «пятником» — острием на противоположном конце стержня, согнутого под прямым углом.
Светец втыкали острием в щели бревенчатой стены, между рожками развилки вкладывали горящую лучину, на пол под опадающие угольки ставили сосуд с водой; более сложная форма — светец с двумя развилками и одним пятником.
Держащая лучину часть светца выковывалась также в форме центрального стержня с двумя изогнутыми крючками по бокам — лучину вставляли между крючком и стержнем.
Встречались висячие светцы на несколько лучин — своеобразная примитивная люстра. Их зацепляли за железную скобу, прибитую к полавошнику (полка над окнами).
Все сооружение для безопасности от искр вымазывали глиной снаружи и внутри.
Использовались лучины и в магической и гадальной практике.
Собственно, свеча и лучина действуют по схожему принципу.
Работа с первой, безусловно, проще в плане пожарной безопасности и ожогов, да и горит свеча не в пример дольше.
Зато у лучин присутствует особая энергетика, соединяющая силу пламени и дерева, из которого лучина изготовлена.
В принципе, именно для магических действий лучину можно сделать из любой породы дерева, чья сила имеет большее сродство с темой обряда.
Энергия Огня высвобождает и трансформирует эту силу в нужном направлении.
Приводят советы в плане выбора древесины: так, для обрядов на любовь рекомендуют брать ольховые лучины (они горят ярко и жарко), для избавления от болезней-осиновые, на красоту и здоровье-рябиновые, на молодость-вишневые, от дурного глаза-кленовые, для увеличения силы-дубовые и т.д.
Достаточно знать магические свойства деревьев, чтобы выбрать необходимое в данном случае.
Для закрепления успеха водой, в которую на протяжении обряда падали угольки лучины, потом умываются.
Так как земной огонь был эмблемою небесного пламени молний, а вода — дождя, то отсюда понятны следующие гадания: а) девица вздувает с уголька огонь на лучину; если она долго не разгорается, то муж будет непослушный, крутой характером, и наоборот.
Зажигая с одного конца лучину, втыкают ее другим концом в бревно и примечают: в какую сторону упадет пепел? — с той стороны жених явится. (Тамбов, губ.)
Или обмакивают лучину в воду и потом зажигают, и смотря по тому, скоро или медленно она загорится — делают заключение о выгодном или невыгодном женихе.
В некоторых местах Пензенской губернии ходят слушать под окно с первым огарком лучины. О чем говорили в доме, то сбудется со слушающим,например говорили о свадьбе, то значит быть замужем в тот год, а если была речь о покойниках, то это значит смерть и т. п.
В Архангельской губ. по числу и величине выпавших угольев делают заключения о числе и значительности самых гостей; упадет ли головня на шесток, погасят ли ненароком лучину или свечку — будет не¬чаянный гость.
Гадали на то, кто сколько проживет. Девушка берет в руку березовую лучину, бежит к роднику, реке или к колодцу. Затем она окунает эту лучину в воду. Вернувшись домой, она зажигает эту же лучину на огне. Если лучина снова загорится быстро, то жизнь будет долгой. Если лучина и вовсе не загорится, то девушку ждет в этом году смерть. Если лучина горит с треском и горит не особенно ровно, то в продолжение этого года девушка будет хворать.
Еще обвертывают березовую лучину льном, втыкают в щель и зажигают. Догорит ли лучина скоро — смерть кому-либо из родных; оборотится ли она в какую-нибудь сторону — быть девушке замужем.
На основе Интернет-материалов
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев