Движение Black Lives Matter, начавшееся как протест против полицейского насилия, очень быстро дошло до погромов с пожарами и откровенного черного расизма. Почему? Потому что корнями оно уходит в долгую и кровавую историю афроамериканского национализма. Безумные истории про святой меланин и белых как мутантов, связи с коммунистами и террористами, американские негры как избранный народ и наследники древних египтян — всё это в новом лонгриде «Спутника».I«Народ без знания своей истории, происхождения и культуры, как дерево без корней», — Маркус Гарви.С леваками как: даже если покаешься, все равно расстреляют. И не только с советскими! На днях активистка канадского отделения движения «Чёрные жизни важны» (Black Lives Matter, далее — BLM) объявила Мистера Толерантность и по совместительству премьер-министра Канады Джастина Трюдо белым террористом-супремасистом (white supremacist terrorist). Частный случай отражает современную ультралевую повестку:1. Любой белый мужчина (правее Ленина)— буквально Гитлер;2. Если он не правее Ленина, но занимает официальный пост — см. п. 1;3. если он не правее Ленина и не занимает официальный пост — см. п. 1.С приходом Барака Обамы к власти в 2009 году многие лелеяли мечту о пострасовой Америке и соответствующем глобальном тренде. Свежо предание, а верится с трудом. В США вместо 8 лет межрасового мира и гармонии американцы получили более разделённое по расовым линиям общество, чем до Обамы. Набор полный: расовые бунты с завидной периодичностью, демонстрации BLM с призывом убивать «свиней» (т. е. полицейских), нападение на сторонников Дональда Трампа за ношение красной бейсболки с известным слоганом, нашумевший случай с похищением и издевательствами над белым подростком с ограниченными возможностями и последующим оправданием мучителей-афроамериканцев в СМИ под соусом «онижедети», увольнения университетских профессоров за малейшее отклонение от «прогрессивной» линии… Откуда всё это взялось, прежде чем выплеснуться на улицы американских городов будто бы прямиком из 1960-х, сея страх, ненависть и отвращение?Идеологические истоки BLM и — назовем вещи своими именами — других подобных «групп ненависти» (hate groups) лежат отнюдь не только в ультралевых и чёрных движениях второй половины XX века. Концептуальная база радикальных чёрных группировок современности заложена негритянскими националистами конца XIX — начала XX веков. Так, афроамериканский лидер и аболиционист Фредерик Дуглас (1818 — 1895) сказал о чёрном националисте Мартине Делани (1812 — 1885), вместе с которым они основали антирабовладельческую газету North Star: «Когда я молюсь, я благодарю Бога за то, что Он создал меня человеком; когда молится Делани, он благодарит Бога за то, что тот создал его чёрным».Этнические и расовые конфликты часто объясняют в терминах столкновения цивилизаций. Взглянем на происходящее в США с точки зрения конфликта идентичностей в социокультурном и политическом измерениях. Белая, чёрная и латиноамериканская (hispanic) коллективные идентичности в Америке — конкурирующие проекты, борющиеся за людские и финансовые ресурсы, власть и территорию. Левые долго и успешно эксплуатировали политику идентичности (identity politics) расовых и сексуальных меньшинств, создав «несвященный союз» против «белого гетеронормативного капиталистического патриархата». Брекзит и Трамп — это реакция.Начнем с Золотого века чёрного национализма и такой ключевой (хотя и малоизвестной в нашей стране) фигуре, как Маркус Гарви.***Вопреки стереотипам, изначально рабство в Америке не базировалось на расовом основании. Существовало долговое рабство, африканцы вместе с переселенцами из Европы в течение нескольких лет отрабатывали задолженность за переезд перед более обеспеченными европейскими колонистами. Африканцы появились в Новом Свете вместе с европейцами в первой четверти XVII века. Рабство как основанный на расовом принципе институт оформилось лишь к началу XVIII века благодаря судебным постановлениям, согласно которым рабами становились люди африканского происхождения.Те, кого европейская и американская наука относила к чёрной расе, не считали себя едиными, а принадлежали к разным племенам и культурам. По мере развития работорговли и плантационного хозяйства чёрная общность стала формироваться в США. Институт рабства сплотил черных. Со временем определение, кого относить к чёрным, претерпевало изменения. В 1705 году в Вирджинии любой ребенок, внук или правнук африканца определялся как мулат. В 1866 году человек, имеющий от 1/4 африканской крови и выше, рассматривался как цветной. В 1910 году этот порог снизили до 1/16. В 1924 году, согласно Акту расовой чистоты Вирджинии (Virginia Racial Purity Act), чёрным считался любой человек, в роду у которого имелся африканский след (так называемое «правило одной капли», one drop rule). В начале ХХ века суды в США решали, кого относить к белым юридически в связи с получением гражданства. Мы еще вернёмся к этому вопросу в связи с определением белизны (whiteness).Важное место в афроамериканской общественной дискуссии занимала проблема самоназвания. В США негров обозначали словами чёрный (black), тёмный (dark) и цветной (colored). Последнее применялось и в отношении индейцев и других людей с тёмным цветом кожи. Слово цветной активно использовали самими негры Америки до середины ХХ века.Говоря о расовых стереотипах, мы обычно подразумеваем стереотипы белых в отношении чёрных. Однако они процветали и внутри чёрного сообщества (black community). Психологический конфликт среди американских негров проявлялся в том, что один из основателей действующей до сих пор Национальной ассоциации содействия прогрессу цветного населения (National Association for the Advancement of Colored People, NAACP), панафриканист и сторонник интеграции чёрных в американское общество Уильям Дюбуа (1868 — 1963) называл двойственностью сознания (double consciousness). Под ней подразумевается, что афроамериканец «смотрит на себя глазами других» (то есть белых американцев), «чувствует двойственную природу своей идентичности, будучи как американцем, так и африканцем одновременно».В классическом труде «Души чёрного народа» (The Souls of Black Folk) Дюбуа выделил три стадии в истории чёрного сообщества и его лидеров. Первую характеризовало желание бунта и мести. В качестве примера автор приводит ямайских марунов (потомков беглых рабов, которые жили в труднодоступных горных районах Ямайки и добились независимости от британских колониальных властей), восстание Нэта Тернера, «Призыв» Дэвида Уокера и т. п. Вторая — попытка приспособиться к воле доминирующей группы. Эта тенденция нашла выражение в стремлении свободных чёрных (еще до отмены рабства) влиться в американское общество и ассимилироваться. Они признавали положение чёрных рабов, но настаивали на своем свободном статусе, и поэтому называли себя не неграми из-за ассоциаций с невольниками, а цветными людьми (people of color). Третья стадия — попытка осознания себя и саморазвития. Гарви позднее также выделяет три стадии развития чёрного сообщества. Рабство, эмансипация и развитие в собственном направлении — отбросить обстоятельства первой и второй стадий и вести себя как обычные американцы в экономической, культурной и политической сферах. И Дюбуа, и Гарви разделяли установку на самоопределение и опору на собственные силы. Только первому это было необходимо для дальнейшего завоевания свобод и более полного включения в американское общество, а второму — для еще большей консервации чёрного сообщества, доведенной до логического конца в идее репатриации.Разделение людей африканского происхождения в зависимости от степени насыщенности цвета кожи и более или менее европеоидной внешности характерно не только для Ямайки. Там, напомним, люди с более светлым цветом кожи играли роль среднего класса, а с более тёмным — находились внизу социальной лестницы. Подобная расовая самосегрегация, точнее, цветовая иерархия, устанавливалась внутри чёрного сообщества США другими темнокожими. Среди его представителей с более светлым оттенком кожи было распространено презрительное отношение к тем, чья кожа была темнее. Это даже нашло выражение в обществе «Голубая кровь» (The Blue Vein Society). Туда принимали только образованных светлокожих людей африканского происхождения. В другие общества кандидаты проходили тест коричневым бумажным пакетом (brown paper bag test) — к лицу тестируемого прилагался бумажный пакет. Если цвет кожи оказывался светлее пакета или таким же, кандидата принимали. Маркус Гарви, гордившийся своими предками-ямайскими марунами, представлял противоположную тенденцию, отстаивая идеи расовой чистоты: «Я верю в чистую чёрную расу так же, как все уважающие себя белые верят в чистую белую расу, насколько это возможно. Я отдаю себе отчет, что рабство навлекло на нас проклятье множества оттенков среди негритянской расы». В их противостоянии с Дюбуа, несомненно, присутствовал и «цветовой» аспект: Дюбуа называл Гарви «маленьким, толстым, чёрным человеком, уродливым и большеголовым», на что тот награждал оппонента уничтожающей характеристикой — «немного голландец, немного француз, немного негр… мулат».Они, каждый по-своему, ставили на радикализм среди афроамериканцев и разрыв с преобладавшим в начале ХХ века аккомодационистским направлением, представленным Букером Вашингтоном. Принципиальное расхождение между Гарви и Дюбуа — в отношении к возможности негров быть принятыми на равных в американское общество. Если Дюбуа был оптимистично настроен в этом отношении, то Гарви считал, что чёрный человек может обрести подлинную свободу лишь в Африке, а в Америке всегда останется инородным элементом.Вопрос отношения негритянского населения США к Чёрному континенту важен. Бравшийся на вооружение образ Африки непосредственно влиял на формирование чёрного самосознания и идентичности. До XX века Африка не играла существенной роли для темнокожих. Большинство чёрных общественных деятелей не рассматривали Африку как место конечного возвращения, поскольку сосредоточились на улучшении положения своих собратьев в Америке. Воззрения же чёрных националистов XIX века, отстаивавших необходимость репатриации, не нашли поддержки в виде массового движения.Возрождению движения «Назад в Африку» в последней четверти XIX века способствовали ухудшение межрасовых отношений и рост социальной напряженности на Юге США в период с конца 1870-х годов. На это время приходится деятельность первого Ку-Клукс-Клана и подобных организаций, работавших на поддержание господства белых на послевоенном Юге. В 1878 году двести афроамериканцев отправились из Чарльстона (Южная Каролина) в Либерию. Планировались еще рейсы, но судоходная компания обанкротилась. В 1881 году создана Ассоциация по африканской эмиграции (The African Emigration Association), которая ратовала за создание Соединенных Штатов Африки, за что позднее выступал и Маркус Гарви (1887 — 1940).Маркус Мосайя Гарви родился 17 августа 1887 года на Ямайке, на тот момент британской колонии, в округе Сэйнт Энн. Отец, Маркус Мосайя Гарви-старший, собрал большую домашнюю библиотеку. Гарви-младший унаследовал любовь к чтению. В начале ХХ века он переезжает в Кингстон и начинает работать наборщиком в типографии. В 1910 году будущий «временный президент Африки» покидает Ямайку и путешествует по Центральной Америке, работая редактором в местных газетах. В 1912 году отправляется в Лондон, чтобы учиться в колледже Биркбек. Там Гарви работает вместе с африканским националистом Дузе Мохаммедом Али, издававшим газеты African Times и Orient Review. В Лондоне происходит его знакомство с автобиографией Букера Вашингтона, чёрного американского просветителя и общественного деятеля. Она произвела на Гарви неизгладимое впечатление: «Я прочел „Воспрянь от рабства“ (Up From Slavery) Букера Т. Вашингтона и мое предназначение — если я могу так выразиться — быть лидером расы прояснилось для меня… Я вопросил: „Где Правительство чёрного человека? Где его Король и королевство? Где его Президент, его родина, посол, армия, флот, крупные деятели?“ Я не мог их найти и тогда провозгласил, „я помогу их создать“».Идея репатриации находила соответствие в мифологическом сознании рядового афроамериканца с событиями библейской истории. Мотив Вавилонского пленения ассоциировался с рабством африканцев. Репатриация — с исходом евреев из Египта, возвращением в землю обетованную. Понятно, почему лидер движения «Назад в Африку» Гарви называл себя «чёрным Моисеем».В 1914 году он возвращается из Лондона на Ямайку и… создает организацию чёрных националистов под названием Всемирная ассоциация по улучшению положения негров и Лига африканских сообществ (The Universal Negro Improvement Association and African Communities League, UNIA-ACL, далее — UNIA). Среди целей UNIA: установление международного сотрудничества среди представителей чёрной расы (с упором на экономические и культурные связи); распространение духа расовой гордости и любви; окультуривание африканцев; обращение в христианство африканских племён; основание университетов, колледжей и средних школ для чёрных детей.МАРКУС МОСАЙЯ ГАРВИ12PrevNextВскоре Гарви начинает переписку с Букером Вашингтоном и приезжает встретиться с ним в США 23 марта 1916 года. Но Вашингтон уже умер.С лета 1917-го до начала 1918 года Гарви открывает в Гарлеме отделение UNIA (впоследствии отделения открылись и в других гетто Севера). С 1917 года издает еженедельную газету Negro World, служившую рупором UNIA, и в течение нескольких лет пишет для неё передовицы.Маркус Гарви, прибывший в США в 1916 году, как раз в период Великой Миграции, оказался проницателен. Множество религиозных негров Юга, привыкших думать о Земле обетованной, мигрировали в Гарлем. Сельские жители, только что прибывшие на Север и не успевшие адаптироваться к жизни в городе, стали его целевой аудиторией, готовой к восприятию подобной расовой идеологии. Гетто Севера становятся плодородной средой для чёрного национализма в изложении Гарви.UNIA поддерживала программу репатриации и оказывала активное содействие переселению темнокожих в Африку. В конце 1923 года ее официальная делегация посетила Либерию с целью изучить потенциальные места для проживания репатриантов и общее состояние страны. Программа помощи Либерии, запланированная UNIA, пошла на строительство колледжей, университетов, железных дорог и снабжение промышленным оборудованием, но вскоре ее свернули. Европейские державы также имели интересы в Либерии, что ударило по программе UNIA.Апогей деятельности Маркуса Гарви приходится на начало 1920-х годов. Разброс оценок общей численности UNIA составляет от одного до шести миллионов членов и более тысячи отделений в более чем сорока странах мира. 1 августа 1920 года в Нью-Йорке состоялась первая международная конференция UNIA под председательством Гарви. Ее назвали Международная конференция негритянских народов мира (Universal Conference of the Negro Peoples of the World). Более двадцати тысяч делегатов из двадцати пяти стран провели вместе месяц. И столько же чёрных американцев собрались послушать речь Гарви на Мэдисон-сквер-гарден. На конференции приняли Декларацию прав негритянских народов мира, а Гарви — выбран временным президентом Африки. Апофеозом конференции стал красочный парад в Гарлеме, призванный показать мощь UNIA и величие чёрной расы. В самой UNIA идеи чёрного сепаратизма нашли воплощение в создании исключительно чёрных организаций и объединений. В параде приняли участие офицеры UNIA при орденах, моторизованный корпус, Международный Африканский Легион (боевое крыло UNIA), ансамбль и хор судоходной компании Гарви «Блэк Стар Лайн», сестры Чёрного Креста (аналог Красного Креста), делегаты конференции и т. д.
Парад UNIA в Гарлеме, 1924 г.12PrevNextСуть программы Гарви заключалась в построении сильного чёрного государства в Африке. Оно осуществляло бы поддержку африканцев во всем мире и служило наглядным подтверждением — чёрная раса такая же цивилизованная, как и белая. Гарви полагал: «Наш успех в сфере образования, экономики и политики основан на защите нации, основанной нами. И эта нация не может быть нигде, кроме как в Африке». В перспективе Соединенные Штаты Африки должны служить гарантом соблюдения прав африканцев, где бы они ни находились. Корни предубеждения белых американцев в отношении чёрных Гарви видел в ситуации, в которой находились чёрные в Африке и за её пределами: «Предубеждение белой расы в отношении чёрной происходит не столько из-за цвета как данности; мы не создали ни государства, ни правительства; мы несвободны из-за характера нашей экономической и политической жизни». Выход Гарви видел в сплоченности людей африканского происхождения, получении ими образования и профессии (что созвучно позиции Букера Т. Вашингтона и Уильяма Дюбуа), применяемых на благо Африки.Движение за возвращение темнокожих жителей Америки в Африку в итоге не вылилось в массовое явление. Суммируя итоги деятельности Американского Колонизационного Общества в первой половине XIX века и Маркуса Гарви в первой четверти ХХ века: количество переселенцев едва ли превысило 25 тысяч человек. Тем не менее оно имело огромное значение для темнокожих жителей США. Отметим, что Гарви не призывал всех афроамериканцев отправляться в Африку (этот аспект его деятельности зачастую неправильно понимают). Он говорил только о тех, кто полезен Чёрному континенту: «У меня нет никакого желания вернуть всех чёрных людей назад в Африку. Есть чёрные, от которых нет проку здесь, не будет его и там».С провалом программы UNIA по оказанию помощи Либерии движение «Назад в Африку» понесло непоправимый ущерб. Главной причиной неудачи репатриационных планов в XIX веке стало наличие стойкой оппозиции среди афроамериканцев, ассоциировавших себя с Америкой и не желавших уезжать в чужую Африку. Среди чёрного сообщества главенствовало восприятие себя именно как американцев, чьи предки внесли значительный вклад в становление Соединенных Штатов. Симптоматично, что термин афроамериканец возник как раз в конце XIX века. Несмотря на все старания чёрных националистов, деятельность Американского колонизационного общества и накал межрасовых отношений в США, преобладающая часть темнокожих людей предпочитала возвращению в Африку переезд с Юга США на Север и Запад.Один из главных ударов по авторитету Гарви у чёрного сообщества США нанесли его контакты с Ку-Клукс-Кланом. В начале 1922 года он даже посетил конференцию «Клана» в Атланте. Гарви и Ку-Клукс-Клан объединяли идеи несмешения рас. Движение «Назад в Африку», признанным лидером которого он был, воспринималось сторонниками «белого превосходства» (white supremacy) как позитивное. Более того, Гарви говорил о себе и своих последователях как о первых фашистах и утверждал, что Муссолини позаимствовал идею фашизма у него (sic!).Начинается закат звезды «временного президента Африки». В июне 1923 года он приговорен к пяти годам тюрьмы. Его сторонники посчитали, что процесс сфабрикован. Гарви обвинили в мошенничестве, а именно: в рассылаемых по почте брошюрах судоходной компании «Блэк Стар Лайн» был запечатлен корабль, на тот момент еще не купленный компанией и носивший старое название. Из всех арестованных по делу о мошенничестве только Гарви признали виновным. Примечательно, что ФБР наняло для слежки за Гарви первых в истории бюро агентов-афроамериканцев.
Комментарии 9