«Эмоциональная архитектура» Луиса Баррагана в фотографиях Джеймса Касебера
В данном случае при адаптации биологической регуляции к окружающей среде вместо оптимизации механизма можно повредить его. Более того, утрата контроля за настроением и повешение уровня стресса могут повлиять на поведение и принятие решений. Следовательно, физическая среда может негативно повлиять на поведение за счет биологической регуляции.
Одним из главных факторов, способных повлиять на душевное состояние, являются эмоции. По словам Антонио Дамасио (1994), эмоции порождает мозг, но ощущает все тело. Они являют собой безусловно-рефлекторную реакцию мозга, проявляющуюся через выражение лица, язык тела и отношение человека (Ekman, 2003). Они влияют на то, что люди чувствуют — сознательно и подсознательно (Дамасио, 2003), таким образом становясь триггером изменения поведения человека и уровня его благополучия. Следовательно, тело — важная составляющая взаимодействия мозга и окружающей среды.
Эмоции, кроме того, имеют решающее значение для принятия решений и поведения. Люди с поврежденными участками мозга, отвечающими за проработку эмоций, обнаружили, что их личность и поведение изменились (Дамасио, 1994). Следовательно, изменения в эмоциональном состоянии могут еще и изменить поведение.
Пол Экман утверждал, что существует по меньшей мере шесть универсальных эмоций: страх, отвращение, злость, радость, грусть и удивление. Проводя исследования с участием племен Папуа-Новой Гвинеи Экман совершил открытие: эмоции от рождения присущи всем людям (Экман, 2003). На том или ином уровне вызвать эти эмоции способные несколько факторов. Одним из них является физическое пространство. Культурные символы и физические элементы, например, высота потолка, пропорции, фактуры, освещение, формы, цвета, температура, запахи и даже звуки могут оказать свое влияние. В готических церквях, как правило, высокие потолки, витражи в окнах и алтарь. Тронные залы часто отделывают красным, а трон ставят там же, где в церкви находится алтарь — по схожим причинам. Оба примера свидетельствуют о том, что архитектура создается с глубокими намерениями, а пространство используется стратегически, чтобы подстегнуть к определенному поведению, вызывая соответствующие эмоции.
Еще одной отличительной чертой краткосрочного эффекта эмоций является то, что они влияют еще и на восприятие мира человеком. Люди видят мир через фильтр, создаваемый теми эмоциями, которые они испытывают в настоящий момент (Дамасио, 2003). Человеку, испытывающему страх, темная комната может показаться более страшной, чем тому, кто счастлив. Красивый пейзаж покажется влюбленному человеку интереснее, чем злому. Таким образом, когда планировка здания меняет душевное и эмоциональное состояние человека, он может воспринять его совсем не так, как все остальные. Более того, из-за этого восприятие человеком ситуаций, с которыми он сталкивается в данном пространстве, тоже может измениться. Как следствие, находясь в тронном зале, к примеру, люди могут счесть королеву или короля еще более могущественными.
Наконец, эмоции, как и внимание, формирование воспоминаний и их воскрешение в памяти, играют крайне важную роль в принятии решений человеком и в восприятии им окружающей среды. «Эмоциональные раздражители будто потребляют больше ресурсов внимания, чем не связанные с эмоциями. Более того, компоненты эмоций всегда тесно переплетались с повышенной обучаемостью и обостренной памятью. Поэтому кажется, что эмоциональный опыт/раздражители запоминаются ярко и точно и не меркнут в памяти со временем» (Тинг и др. 2017).
Следовательно, архитектура, вызывающая сильную эмоциональную реакцию, может помочь человеку более внимательно относиться к происходящему вокруг и к самому пространству. Также это может ускорить формирование воспоминаний и их вызов в памяти. В результате, человеку становится проще находить дорогу и ориентироваться в пространстве. Более того, вероятность краткосрочного воздействия с долгосрочным эффектом, как уже говорилось в примере с посещением Храма Святого Семейства, может обуславливаться силой эмоциональной реакции.
Подводя итог, можно сказать, что архитектура имеет несколько краткосрочных эффектов на мозг и поведение. Данные эффекты могут варьироваться — от примитивных биологических регуляций, как в случае с иммунной системой и метаболизмом, до более сложных, как в случае с эмоциями. Более того, они могут менять восприятие пространств и ситуаций человеком. Такие примеры краткосрочного воздействия с краткосрочным эффектом представлены на Рис. 1. С одной стороны, краткосрочное воздействие с долгосрочным эффектом происходит, чтобы помочь человеку адаптироваться к окружающей среде. С другой стороны, они связаны с тем, как сильное эмоциональное возбуждение может повлиять на память и обучаемость человека. Следовательно, быстрая реакция в таких случаях может сохраняться надолго.
Долгосрочное воздействие и долгосрочный эффект архитектуры на мозг
Долгосрочное воздействие с долгосрочным эффектом относится к тем случаям, когда эффект сохраняется на протяжении долгого времени, когда воздействие среды уже закончилось. Обычно для этого требуется продолжительное и неоднократное воздействие схожих раздражителей (кроме случаев краткосрочного воздействия с долгосрочным эффектом, как уже говорилось выше): дом человека, место работы, где он проработал много лет, или маршрут, которым он каждый день ходит на работу по городу. Все это — примеры пространств, которые могут выступать в качестве длительных раздражителей в течение долгого времени. Мозг умеет адаптироваться и способен меняться в зависимости от имеющихся или отсутствующих раздражителей. Таким образом, пространства, неоднократно посещаемые человеком в течение долгого времени, могут способствовать изменениям в мозге.
Идея того, что окружающая среда может спровоцировать долговременные изменения в мозге, впервые сформулированная Сантьяго Рамон-и-Кахалем, тесно связана с открытиями о пластичности мозга (Мора и др. 2007). Исследования в области неврологии установили, что мозг, особенно нейронные сети и нейроны, обладает способностью к структурным и функциональным изменениям (Эберхард, 2009, Крамер и др., 2004).
Хотя основной акцент в данном исследовании сделан на мозг взрослого человека и происходящие с ним изменения, значимость пространств, занимаемых детьми, и долгосрочные эффекты таких пространств для мозга ребенка также требуют изучения. Как уже говорилось, в детском возрасте можно выделить несколько важных периодов развития конкретных способностей. Пространства, которые дети посещают часто и в течение долгого времени, могут оказать решающее воздействие на развитие мозга. Все пространства, от палаты для новорожденных и дома до ближайших кварталов и школы, могут оказать определенное воздействие на мозг, которое сохранится на всю жизнь (Ван Прааг и др., 2000).
Исследования на крысах в клетках с так называемой обогащенной средой, подтвердили, что физическое пространство влияет и на пластичность мозга во взрослом возрасте (Ван Прааг и др., 2000). Обогащенной средой называют пространство, в котором присутствует несколько раздражителей (физических и социальных). В данном исследовании животные не просто объединялись в большие социальные группы, имеющие возможность выполнять физические упражнения (например, бегать по кругу в колесе), но и подвергались воздействию когнитивных раздражителей за счет различных объектов и особенностей среды (Тост и др., 2015, Барончелли и др., 2010). Эти свойства постоянно менялись, что позволило изучить поведение животных, стимулировать их внимание и любопытство.
У животных, живущих в обогащенной среде, были отмечены изменения веса, размера и толщины мозга, а также более высокие показатели обучаемости (при выполнении заданий на пространственную память). Более того, в некоторых случаях они восстанавливались после ряда проблем и нарушений, связанных с развитием мозга (Розенцвайг и Беннетт, 1996). Следовательно, нейропластичность непосредственно связана с пространственными особенностями.
Существует два вида нейропластичности: нейрогенезис (производство новых нейронов) и переподключение (изменение связей между имеющимися нейронами). Хотя нейропластичность оказывает воздействие на несколько участков мозга (гиппокамп, кору головного мозга и миндалевидное тело), известно, что нейрогенезис происходит только в гиппокампе (Розенцвайг и Беннетт, 1996).
Это структура мозга, играющая важную роль в процессах, связанных с долговременной памятью и ориентацией в пространстве. Следовательно, при стимулировании с помощью обогащенных пространств человек, подвергаясь долгосрочному воздействию, может улучшить память, обучаемость и способность ориентироваться в пространстве (Ван Прааг и др., 2000, О’Кифф и Достровски, 1971).
В противопоставление обогащенной среде ученые также изучали изменения в мозге животных, запертых в клетках с обедненным пространством. Эти пространства были противоположностью обогащенных. В них было меньше социальных и пространственных раздражителей. В результате ученые отметили, что мозг крыс, запертых в обедненных пространствах, уменьшился в весе, а продемонстрированные ими результаты расходились с результатами животных из обогащенных пространств (Мухаммед и др., 2002). Данный результат свидетельствовал о том, что обогащение среды имеет важное значение для повышения пластичности мозга и предотвращает его ослабление.
Архитекторы, проектирующие школы, дома престарелых и больницы, должны учитывать значимость обогащенной среды и негативное влияние обедненной. Естественно, не каждая комната в школе или больнице должна быть обогащенной. Здания должны планироваться как единой целое, как несколько объединенных воедино пространств с разными особенностями. Операционная должна быть простой и практичной и помогать врачам сосредоточиться. При этом в больницах необходимо включать в планировку обогащенные комнаты отдыха для врачей и медсестер и внутренние сады для пациентов и их семей.
Хотя обогащенные пространства важны для стимулирования пластичности мозга, необходимо указать на решающее различие между обогащенной средой и хаосом. В обогащенной среде есть несколько раздражителей, но они подчиняются определенной закономерности. Например, в природе существуют закономерности форм, цветов, пропорций, звуков и запахов. В огромных городах вроде Гонконга и Нью-Йорка закономерности представляют собой смешение всего: уличных пространств, небоскребов, не имеющих никаких пропорций относительно человеческих масштабов, дорожных пробок, заполоненных улиц, сигналящих машин и строительных шумов. Это пример хаотичных сред, где информации всегда в избытке, а закономерности может не быть вовсе.
Хаотичные среды, в отличие от обогащенных, могут привести к долгосрочным негативным изменениям мозга и здоровья. Люди, живущие в больших городах, обычно чаще страдают от проблем с душевным здоровьем, чем те, кто живет в сельской местности (Пин и др., 2010). Аналогичным образом, люди, растущие в городе, гораздо чаще подвержены психическим расстройствам, а именно, шизофрении (Краббендам и Ос, 2005). Чем больше человек подвергается воздействию городской среды в детстве или во взрослом возрасте, тем выше риск развития психических расстройств (Марч и др., 2008).
Недавние исследования показали, что возможным объяснением таких показателей является не только пластичность мозга, но еще и взаимодействие генов и среды. Урбанизированные территории могут оказать негативное воздействие на людей, генетически склонных к психическим расстройствам. Такое воздействие, в свою очередь, приводит к тому, что частота развития подобных расстройств в городской среде гораздо выше, чем в сельской местности (Вайзер и др., 2007). Возможной причиной подобных результатов является то, что в крупных городах обычным делом являются многочисленные факторы стресса, например, плотность населения и толкотня, социальная изоляция, загрязнение воздуха, шум, образ жизни и организация пространства. Воздействие таких факторов стресса в течение длительного периода времени может иметь серьезные последствия для наиболее восприимчивых людей. Так, например, наиболее очевидным эффектом чрезмерного шума является потеря слуха. Тем не менее, Всемирная организация здравоохранения указывает и на другие неблагоприятные эффекты шума, включая нарушение циркодианного ритма во время сна, ослабление ощущения контроля за окружающей средой и ухудшение когнитивных функций (Голдхаген, 2017).
Нет комментариев