Ночью 27 февраля целый караван индейцев и их сторонников на 200 автомобилях добрался до Вундед-Ни. Лидер ДАИ так писал о том, почему они прибыли именно сюда: «Поначалу мы думали силой сбросить правительство резервации. Но быстро поняли, что это невозможно – потому что враги сильно укрепились, понастроив фортификационные сооружения, выставив пулеметы и нагнав полно федеральных маршалов и полицейских свиней. Поэтому мы и решили прибыть в Вундед-Ни – из-за исторического значения этого места для нашего народа и потому, что оно фактически расположено прямо в сердце резервации. Мы чувствовали, что, находясь здесь, заняв Вундед-Ни, мы скажем всем сиу, что у них есть кто-то, кто борется за их интересы, помогает им бороться и защищает их».
Захватив Вундед-Ни, бойцы ДАИ выпустили заявление, требуя слушаний по договору 1868 года и расследования злоупотреблений Бюро по делам индейцев и племенного правительства резервации.
Правительство ответило индейцам, прислав небольшую армию из вооруженных автоматами, гранатометами и слезоточивым газом 300 ФБРовцев и полицейских, усиленных 17 броневиками, вертолетами и даже реактивным истребителем. Те окружили деревню и блокировали дороги. Никому не разрешали входить, а всех выходящих арестовывали. Руководил операцией советник Никсона генерал Александр Хэйг.
Индейцы вырыли окопы и поставили на дорогах собственные блокпосты. Был создан эскадрон безопасности во главе с ветераном вьетнамской войны. Бойцы ДАИ были вооружены револьверами, дробовиками, несколькими снайперскими винтовками и одним АК-47, который упомянутый ветеран упер у государства. Люди проползали через правительственную блокаду, чтобы доставить окруженным продовольствие, медикаменты и боеприпасы.
За семь десятков дней осады почти каждый день вспыхивали перестрелки. Правительственные агенты выпустили по деревне десятки тысяч пуль, тоннами закачивали слезоточивый газ, пытаясь вынудить индейских бойцов сдать оружие и сдаться. Все требования индейцев правительством отклонялись. Индейцы стойко держались в Вундед-Ни, там, где некогда земля уже была полита индейской кровью.
Смелая позиция, широкая поддержка
10 марта власти сняли свои блокпосты, надеясь, что индейцы уберутся сами. Вместо этого, индейцы воспользовались возможностью, чтобы укрепить свои позиции. Сотни новых сторонников прибыли в Вундед-Ни, привезя с собой припасы.
На следующий день ДАИ и старейшины сиу-оглала провозгласили возрождение «Независимой нации Оглала» (ННО). Несколько сот сиу, индейцев из других племен и даже семеро «бледнолицых» объявили себя гражданами ННО. Они требовали отношений с правительством США на условиях договора 1868 года. Впервые за многие годы лакота были свободны.
Миллионы людей были вдохновлены происходящим в Вундед-Ни. Другие индейские племена отменили арендные договора на добычу ископаемых, которые они заключили с крупными корпорациями. Индейцы из 60 различных племен проникали сквозь блокаду, чтобы присоединиться и помочь своим братья и сестрам. Телеграммы поддержки шли со всех континентов. Десятки тысяч людей участвовали в демонстрациях поддержки в городах разных концов США и планеты.
Эта широкая поддержка борьбы индейцев мешала правительству начать полномасштабное военное нападение на Вундед-Ни.
Однако правительство подтянуло подкрепления и ввело усиленные патрули, чтобы прекратить поставки в независимую деревню продовольствия, припасов и новых бойцов. Они решили заморить защитников голодом. После 11 марта все меньше и меньше припасов проходило через правительственную блокаду.
Ночью 26 марта правительство начало масштабный обстрел деревни. На следующий день против ее защитников были выдвинуты юридические обвинения. Было начато масштабное наступление и против сторонников захвата Вундед-Ни в других городах. Так, на организацию чикано в Денвере совершила набег полиция. Многих активистов арестовывали за сбор продовольствия и медикаментов для Вундед-Ни.
17 апреля защитник деревни чероки Фрэнк Чистая Вода был убит пулей правительственного агента. 27 апреля голову другого защитника Вундед-Ни, оглала Бадди Лэмонта, в куски разорвала пулеметная очередь.
4 мая Белый дом прислал индейцам письмо, в котором обещал, что его представители встретятся с лидерами сиу, чтобы поговорить о договоре 1868 года, – при условии, что индейцы сложат оружие. Те согласились прекратить свой захват. В последующие три ночи бойцы скрытно покинули Вундед-Ни, взяв оружие с собой.
Никсоновский Белый дом тут же нарушил соглашение. 31 мая помощник Никсона публично заявил: «Дни заключения договоров с индейцами закончились в 1871-м, 102 года назад...»
Несмотря на обещания, правительство никогда не расследовало злоупотребления Бюро по делам индейцев. Уилсон и его убийцы никогда не были под судом. Вместо этого против индейцев Пайн-Ридж был развязан новый террор. Федеральные власти в связи с захватом Вундед-Ни предъявили почти 700 обвинений.
За последующие три года в резервации и ее округе были убиты 69 членов и сторонников ДАИ. Еще более, чем на 300 человек нападали (даже на беременных женщин и маленьких детей), причем во многих стреляли. ДАИ упорно боролось, чтобы защитить народ и добиться своих справедливых требований. В этой борьбе лидер ДАИ Леонард Пелтиер был обвинен в убийстве двух агентов ФБР и угодил в тюрьму, где пребывает по сю пору, получив два пожизенных заключения.
Многие годы о Вундед-Ни помнили, как о продуваемом ветрами месте на Равнинах, где сотни беззащитных сиу были вырезаны американскими кавалеристами. Но в 1973 году к этому добавилась и другая память – более 70 дней Вундед-Ни был освобожденной территорией.
И сегодня, 35 лет спустя, этот героический вооруженный захват остается мощным символом надежды и борьбы. Храбрые дни свободы и жертвенности в Вундед-Ни 1973 года не забудутся никогда. «В наши дни существует двойная система правосудия: для белого общества одна, для индейцев – другая. Индейцев преследуют и убивают в резервациях и на улицах городов США и Канады, но никто не был осужден за эти преступления. Потому что их совершает само расистское общество. Когда колониальные белые власти вторглись на наши земли и захватили их, никто не назвал эти действия преступными. Но когда индейцы поднялись на борьбу, это сочли преступлением. Но это не преступление. Это политическая борьба, в которой наш народ отстаивает свои права на самоопределение и человеческое достоинство, сопротивляясь жестокому угнетению».
Источник:
earth-chronicles.ru
Комментарии 10
https://youtu.be/iX5qHQ6kEV0