Ученики попадаются разные: одни настраиваются с первого же занятия, как по камертону, а у других непонимание в глазах держится месяцами. Думаю, всем знакома эта сцена: включаешь аудиозапись, и прямо по лицу видишь – почти ничего не понимает. Работала с такими случаями методом проб и ошибок и хочу поделиться с вами, какие выводы сделала:
1. Не бросайте в воду того, кто не умеет плавать
Часто мы выбираем сложные отрывки, думая, что таким образом разовьем «уши» ученика быстрее. Но неподходящий по уровню или неинтересный материал убивает желание развиваться, а также делает вас монстром в глазах испытуемого. Из-за отсутствия быстрых результатов люди часто бросают занятия совсем.
Выберите увлекающий материал: ролик, аудиорассказ или песню, которые точно понравятся (это можно заранее согласовать). Рекомендуйте не сидеть над аудированием часами, а стабильно заниматься раз в день по 20-30 минут. Многочасовые занятия похожи на пытку, если человек не уверен в себе.
2. Пассивное слушание — не в этом случае
Поставить сериал «фоном» и заниматься делами — неверная стратегия в данном случае. Увы, так человек улавливает лишь отдельные слова или основной смысл. Но для хорошего навыка аудирования важно улавливать как можно больше деталей.
Предложите ученику смотреть видео или слушать аудиозаписи небольшими фрагментами, а затем повторять. Важно, чтобы в первый раз он старался уловить основную мысль. Во второй раз — попытался вникнуть в детали. И далее не должно быть никаких ограничений: слушать можно столько раз, сколько необходимо для понимания фрагмента. Можно проверять себя, включая субтитры. Со временем количество прослушиваний будет сокращаться. Об этом можно спросить на уроке и подметить успехи!
6.Repeat after me
Нам гораздо проще услышать то, что мы сами знаем, как сказать. Во время изучения новых слов не забывайте обращать внимание на их произношение. Предложите ученику повторить за вами несколько раз, чтобы губы «запомнили» новое слово. Этот же прием можно использовать во время просмотра сериалов и кино: фиксировать интересные фразочки и потом повторять их несколько раз подряд. Расскажите об этом ученику!
7.Визуализируйте
При прослушивании текста не переводите каждое слово и попросите ученика не делать это мысленно. Предложите ему визуализировать сказанное. Если диктор говорит: «Today I’ve seen the most beautiful tree», пусть просто представит дерево. Слово человек может забыть, а идея запомнится.
8. Разнообразьте ресурсы
Не останавливайтесь на проекте с одними голосами, иначе наступит привыкание: ученик станет понимать произношение конкретных людей, но будет разочарован, когда не поймет эти же фразы от другого человека. Расскажите о возможностях общения с реальными людьми — порекомендуйте разговорный клуб или организуйте его вместе!
В записях дикторы могут стараться произносить слова чётче, чем произнесли бы в реальности + в случае с английским важно общаться в интернациональной среде. Пусть студент примет как факт: по-английски все говорят с разными акцентами (и это Оk).
9. Неоспоримая польза музыки
Чем лучше музыкальный слух, тем яснее для вас станет речь на любом языке. И с вашим учеником такая же история! Особенно с детьми: рекомендуйте занятия музыкой, если видите проблемы с пониманием устной речи. Их будущие учителя скажут вам спасибо 👍
Краткий итог:
- Используйте подходящий для ученика материал
- Занимайтесь короткими сессиями
- Учите новые слова и тренируйтесь в их произношении
- Отдавайте предпочтение активному аудированию
А какие выводы сделали вы, работая с аудированием? Расскажите, пожалуйста, в комментариях: обмениваться опытом в таких вопросах очень важно. А для наших начинающих коллег и вовсе бесценно 😉
Ваши Полина и Вика из Skyteach

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев