Карл Павлович Брюллов – первый русский художник, о котором заговорили в Европе. Его мастерство композиции, талант рисовальщика и блистательные романтические образы принесли ему славу лучшего живописца России своего времени. Картины Брюллова превозносили Пушкин и Гоголь, Вальтер Скотт и Стендаль, его имя по праву находится в числе выдающихся деятелей отечественной культуры.
Детство и юность Карла Брюллова
Карл Павлович Брюллов родился 12 (23) декабря 1799 года в Санкт-Петербурге в семье потомственных скульпторов. Ещё прадед мальчика, первым из рода прибывший в Россию в 1773 году, подвизался на ниве ваяния, будучи лепщиком фарфоровых орнаментов. Род Брюлловых имел французские корни и происходил из протестантской среды. Гонения на гугенотов вынудили их в XVII веке перебраться в Германию, а через полтора столетия появилась русская ветвь рода. Павел Иванович Брюлло – буква «в» появится в конце фамилии только в 1822 году – определил всех пятерых своих сыновей в Академию художеств, где сам когда-то преподавал резьбу по дереву и декоративное искусство.
Карл Брюллов обучался в академии с 1809 по 1821 гг., заметно выделяясь на фоне других учеников. Поговаривали, что за пряники и пироги он помогал менее одарённым товарищам получать хорошие отметки за эскизы и рисунки. Уже в студенческие годы о нём шла слава как об удивительном виртуозе, академические рисунки которого демонстрировали во время уроков как образцы классического стиля. Не удивительно, что именно выпускная работа Брюллова удостоилась большой золотой медали. Однако независимый характер молодого художника настроил против него президента академии А.Н. Оленина, который сумел лишить выпускника полагающейся ему за отличные успехи поездки на стажировку в Европу.
Творчество Карла Брюллова
К счастью для последующей судьбы Брюллова, незадолго до этого организованное группой влиятельных меценатов Общество поощрения художников предложило Карлу и его старшему брату Александру полный пансион для дальнейшего обучения в Италии. В августе 1822 год братья выехали из Санкт-Петербурга и через Германию отправились в Италию. Во время неспешного путешествия они знакомились с европейскими достопримечательностями, осматривали художественные коллекции, посещали натурные классы. Италия, куда братья прибыли только в мае 1823 года, поразила их богатством своего наследия. Особое впечатление на молодых людей произвели работы Рафаэля, Тициана и Караваджо.
В Италии Карл Брюллов с головой погрузился в изучение техники старинных мастеров, античной мифологии и щедрой природы юга. Он создавал полотна по классическим канонам, как того требовали условия его пансиона, но одновременно рисовал жанровые сценки и солнечные пейзажи. Написанные в 1827 году картины «Итальянка, собирающая виноград» и «Итальянский полдень» вполне передают восхищение живописца перед страной, в которой он задержался на целых 13 лет. Постоянное размышление над тайнами искусства и кропотливый ежедневный труд сформировали из Брюллова самостоятельного художника, которому стали доступны все грани пластики, все оттенки колорита. Огромного прогресса он добился и как портретист.
Вершиной итальянского этапа в биографии Брюллова стал знаменитый холст «Последний день Помпеи», законченный в 1833 году. Эпичное полотно размерами 4,5 на 6,5 метров произвело фурор в Риме и Милане, Париже и Санкт-Петербурге. Гоголь назвал картину Брюллова «светлым воскресением живописи». Художник купался в лучах европейской славы. В 1835 году он изучал античные развалины в Греции и Турции, а в январе 1836 года вернулся на родину, временно поселившись в Москве.
В июне 1846 года Брюллов отбыл в Санкт-Петербург и сразу по приезде удостоился личной аудиенции императора. Он стал профессором Академии художеств, невероятно модным портретистом. Любой богатый вельможа или светская дама считали за должное иметь своё изображение кисти создателя «Помпеи». В 1838 году Брюллов принял непосредственное участие в выкупе из крепостничества Т.Г. Шевченко, который впоследствии стал одним из любимых учеников художника. В 1843–1847 гг. Брюллов принимал активное участие в оформлении Казанского и Исаакиевского соборов в Санкт-Петербурге.
По настоянию врачей в апреле 1849 года художник вновь покинул Россию: для поправки здоровья ему прописали южный климат. Живописец отправился на Мадейру, колесил по Испании и Португалии, и, наконец, прибыл в свою любимую Италию. Поселившись в Риме, он остался в этом городе до последних дней своей жизни.
Семья и личная Жизнь Карла Брюллова
Долгие годы Карл Брюллов поддерживал близкие отношения с графиней Ю.П. Самойловой, урождённой Пален. Они познакомились в Италии в 1827 году и ходили вместе на концерты, выставки, бродили среди древних развалин. Постепенно возникли чувства. Юлия Петровна стала натурщицей и любовницей живописца. Она покровительствовала Брюллову, ввела его в местный высший свет. Он писал портреты графини, придал её черты сразу нескольким персонажам своего великого полотна «Последний день Помпеи». Связь с перерывами тянулась до 1845 года, пока экстравагантная и своевольная графиня не вышла замуж за молодого французского тенора Пьера Перри.
27 января 1839 года Брюллов неожиданно для многих женился на Эмилии Тимм, дочери рижского бургомистра. Хрупкая как ландыш, 18-летняя весёлая пианистка с тонким лицом и лёгкими движениями быстро очаровала 40-летнего мэтра. Уже через считанные недели брак распался, дав богатую почву для слухов о каждом из супругов, один отвратительнее другого. Громкий скандал сильно подпортил положение Брюллова при дворе и его репутацию в свете. В итоге потрясённый художник нашёл утешение в обществе графини Самойловой.
Смерть и похороны Карла Брюллова
В конце жизни Брюллов страдал от болей в сердце. Его петербургский лечащий врач, которому он целиком доверял, давал художнику не более пяти лет жизни при любых раскладах. Поэтому по приезде в Италию Брюллов более наслаждался любимыми видами, чем заботился о своём лечении. Смерть наступила внезапно: 11 (23) июня 1852 года Карл Павлович отдыхал на минеральных водах в Манциано, в 40 км от Рима. Он чувствовал себя прекрасно, и после хорошего обеда курил сигару, когда последовал резкий приступ удушья. Через три часа великого живописца не стало.
При содействии российских дипломатов тело перевезли в Рим. После церемонии прощания, на которой присутствовали все находившиеся в Италии российские художники, останки по лютеранскому обряду предали земле на римском кладбище Монте Тестаччо, где они покоятся до сих пор.
Известные работы Карла Брюллова
В историю живописи Брюллов вошёл прежде всего как автор «Последнего дня Помпеи», но помимо этого монументального полотна ему принадлежат десятки выдающихся работ. «Итальянский полдень», написанный в 1827 году, демонстрирует отказ Брюллова от слепого следования академической традиции. Вместо аллегорических мотивов он наполнил картину обычной жизнью. Сборщица винограда, освещённая лучами солнца, полна земной свежести и задора. Это произведение стало причиной конфликта Брюллова с Обществом поощрения художников. В итоге он отказался от меценатской помощи, а не от своего видения прекрасного.
Картина «Всадница», написанная в 1832 году – один из лучших портретов, созданных Брюлловым. На нём запечатлена юная девушка, возвращающаяся с конной прогулки. Портрет, для которого позировала воспитанница Юлии Самойловой Джованина Пачини, излучает экспрессию и романтическую ауру. В качестве портретиста Брюллов добился огромных успехов, причём преуспел как в камерно-лирической манере исполнения, так и в официально-парадной. Среди портретов его работы наиболее известны изображения Н.В. Кукольника, В.А. Жуковского, М.А. Бек, В.А. Перовского, А.Н. Струговщикова и др.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1