Этому человеку суждено было стать одним из тех учёных, чья работа коренным образом изменила представление научной среды о той или иной отрасли. И сегодня его фундаментальные труды по исследованию деятельности нервной системы человека остаются востребованными, а сам он остаётся одним из самых известных деятелей отечественной медицины.
Иван Михайлович Сеченов родился 1 (по новому стилю – 13) августа 1828 года в селе Тёплый Стан Курмышского уезда Симбирской губернии. Сегодня этот населённый пункт называется Сеченово, в честь самого знаменитого уроженца здешних мест. Его отец был отставным офицером, женившимся на освобождённой из крепостной зависимости крестьянки. Семья была небогатой, к тому же Иван рано остался без отца, и с планами поступать в Казанскую гимназию пришлось попрощаться.
Образование Сеченов получил в Главном военно-инженерном училище – выбор учебного заведения матерью основывался на финансовых соображениях, поскольку полный четырёхлетний курс обучения стоил 285 рублей, на которые воспитанника кормили и одевали. Упор в училище делался, разумеется, на точные науки, к которым у Ивана Михайловича особых склонностей не обнаружилось. Он проучился низшие классы, и не сумел сдать экзамены по фортификации и строительному искусству. По этой причине в офицерский класс его не взяли, и Сеченов, получив звание прапорщика, был направлен на службу в сапёрный батальон, дислоцировавшийся в Киеве.
Служба оказалась недолгой – в январе 1850 года подпоручик Иван Сеченов подал в отставку и уехал в Москву, где поступил на медицинский факультет Московского университета в качестве вольного слушателя. Быстро освоив латынь, он быстро стал одним из лучших студентов. Поначалу его увлекали терапия и патологическая анатомия, но спустя какое-то время наступило разочарование – вся суть этих медицинских дисциплин сводилась к сплошному эмпиризму по схеме «симптом болезни - причина болезни – способ лечения – исход», а юноше хотелось исследовать глубинные процессы, сопутствующие болезням. Но тогда врачи не считали нужным этим заниматься.
Возможно, что Иван Михайлович бросил бы и медицину, как ранее военную инженерию, но ему повезло познакомиться с хирургом Фёдором Ивановичем Иноземцевым, директором университетской хирургической клиники. Профессор, помимо непосредственной деятельности, активно занимался исследованием ролью нервной системы в развитии заболеваний. Труды Иноземцева нашли отклик в душе Сеченова. Именно на основе его работ появилась первая научная статья молодого человека под названием: «Могут ли влиять нервы на питание?»
В 1856 году Сеченов успешно сдал выпускные экзамены, сразу же получив диплом доктора медицины. Но врачебной практикой заниматься ему не хотелось, Ивана Михайловича ждала наука. А в ту пору физиология в России находилась ещё в зачаточном состоянии, и Сеченов поехал в Европу. Он учился в Германии у известных в то время учёных Феликса Гоппе-Зейлера и Эмиля Дюбуа-Реймона, в Австрии – у выдающегося исследователя кровообращения Карла Людвига. Он получил определённую известность у европейских коллег, в частности, выявив существенную ошибку в трудах знаменитого французского физиолога Клода Бернара, а затем разработав абсорбсциометр (прибор для определения количества газов в жидкостях) собственной конструкции. Обучение Сеченов продолжал в Гейдельбергском университете у профессором Германа Гельмгольца и Роберта Бунзена. Результатом европейской учёбы стала диссертация под названием «Материалы для физиологии алкогольного отравления». В марте 1860 года он успешно защитил её в петербургской Медико-хирургической академии.
Защитившись, Сеченов вскоре стал адъюнкт-профессором академии, а затем и экстраординарным профессором. В сентябре 1861 года он опубликовал свои публичные лекции «О растительных актах в жизни животной», где первым сформулировал взаимосвязи организмов и окружающей среды». В 1862 году Сеченов вновь отправился в Европу, на сей раз в Париж, где работал в лаборатории Клода Бернара. В ходе проводимых исследований он открыл и описал механизмы нервной системы, получившие название «центрального торможения» (встречается также название «сеченовское торможение»).
По возвращении в Санкт-Петербург Сеченов публикует свои работы о так называемом «животном электричестве», и тут же увлечённо приступает к главному труду своей жизни. Эта фундаментальная работа под названием «Рефлексы головного мозга», высоко оценённая и современниками, и учёными уже следующих поколений, стала огромным событием в научном мире. Ивану Михайловичу удалось научным образом доказать взаимосвязь психической жизни человека и внешних раздражителей. Под рефлексом Сеченов понимал отклик нервной системы на эти самые внешние факторы.
Не все благосклонно смотрели на свершавшуюся в русской физиологии революции. Некоторые труды царское правительство даже пыталось запрещать к публикации как подрывающие политические и нравственные начала, порочащие религию. Против Сеченова даже возбуждалось судебное производство. Но была эпоха великих реформ, и помешать опубликованию сеченовских трудов никому не удалось.
Развивая свои идеи, Сеченов продолжил исследовать раздражение нервной системы, выпустив ещё одну свою известную работу – «О химическом и электрическом раздражении спинномозговых нервов лягушек». В 1869 году его избрали членом-корреспондентом Петербургской Академии наук, причём по разряду естествознания он стал первым русским по национальности учёным из числа состоявших в ней. В декабре 1870 года Сеченов ушёл из Медико-хирургической академии. Он работал в лаборатории Дмитрия Менделеева, с которым поддерживал дружеские отношения, проводя опыты по химии растворов. С 1871 года он преподавал в Одессе, в Новороссийском университете, в качестве профессора физиологии.
Одесский период работы Сеченова также был отмечен крупными открытиями. Так, ему удалось открыть и описать механизм мышечного чувства, благодаря которому человек даже с закрытыми глазами сознаёт положение своего тела – явление назвали проприорецепцией. Позднее подобное открытие совершил британский физиолог Чарльз Шеррингтон, который, впрочем, всегда открыто и честно признавал приоритет Ивана Михайловича. Но, поскольку Сеченов к тому времени уже умер, в 1932 году Нобелевскую премию присвоили только англичанину.
С 1876 года Сеченов вновь жил в Петербурге, работая профессором отделения физиологии, гистологии и анатомии физико-математического факультета Петербургского университета. Борясь за доступ женщин к образованию, он стал одним из основателей известных Бестужевских высших женских курсов. В 1888 году ему удалось организовать при университете собственную лабораторию физиологии, и теперь ему не нужно было ездить к своим коллегам в лаборатории, чтобы проводить опыты. В 1889 году Иван Михайлович вывел знаменитое «уравнение Сеченова», связывающее растворимость газа в растворе электролита с его концентрацию. С этой формулы началось изучение газообменных процессов в организме человека.
Интересно, что на склоне лет всё больше отражалась в научной работе Сеченова пройденная им в молодости инженерная школа. Получив, несмотря на неудачную карьеру, первоклассное физическое и математическое образование, Иван Михайлович творчески интерпретировал его в своей лабораторной деятельности, применяя такие подходы, какие потом будут использоваться и более полувека спустя после его смерти, уже в кибернетике.
В 1889 году Сеченов переехал из Петербурга в Москву. Там он закончил свои исследования по теории растворов, получившие высокую оценку в научном мире. Иван Михайлович сконструировал ряд оригинальных приборов, разработал ряд способов изучения газообмена между кровью и тканями, а также между организмом и внешней средой. До совершенства он довёл свои исследования нервно-мышечной физиологии, издав ещё один свой знаменитый фундаментальный труд «Физиология нервных центров». Кроме того, он издал основополагающие работы по новому для отечественной психологии направлению – естественно-материалистическому.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1