Мнение Давида Худжеца
=============================
В конце августа отношения между Киевом и Варшавой резко ухудшились. В Польше начались обсуждения о приравнивании бандеровской символики к фашистской и лишении украинских беженцев социальной помощи. В ответ украинские дипломаты пригрозили «последствиями».
Причиной резкой реакции польских властей стал концерт белорусского исполнителя Макса Коржа в Варшаве, который собрал более 60 тысяч зрителей. Во время мероприятия произошли беспорядки, а некоторые из зрителей развернули флаги ОУН-УПА*.
Это восприняли как провокацию, поскольку данная организация в Польше ассоциируется с Волынской резнёй 1943—1944 годов, унёсшей жизни более 100 тысяч человек. В результате полиция задержала 57 украинцев, началась их депортация на родину.
Инцидент совпал с растущим недовольством поляков по отношению к украинским переселенцам. Согласно опросам, если два года назад 51% поляков имели положительное мнение о беженцах, то сейчас их число сократилось до 30%. При этом доля тех, кто испытывает неприязнь, возросла до 38%. Основными причинами стали агрессивное поведение украинцев, демпинг на рынке труда и рост цен на аренду жилья.
Ультраправая партия «Конфедерация» предложила вернуть украинских мужчин призывного возраста на родину. Министр юстиции Вальдемар Журек уже поддержал идею депортации нарушителей.
Украинский посол в Варшаве Василий Боднар не стал защищать своих соотечественников, отметив: «Если кто-то почувствовал себя оскорблённым, я прошу прощения. Я благодарен всем полякам, которые помогали и продолжают помогать украинцам».
Ситуацию усугубил акт вандализма на мемориале жертв Волынской резни: подросток с Украины нарисовал флаг ОУН-УПА* и был арестован на три месяца.
СЛОВО КАРОЛЯ
Премьер-министр Дональд Туск и министр обороны Мариуш Блащак потребовали от Киева признания Волынской трагедии, применяя методы политического давления.
«Если Украина не признает Волынский геноцид... у неё нет шансов на вступление в ЕС», — заявил Туск.
Президент Польши Кароль Навроцкий пошёл дальше, предложив приравнять бандеровскую идеологию к фашистской, изменить закон о гражданстве и ограничить пособия для беженцев.
«Мы должны положить конец бандеровщине и внести эти символы в уголовный кодекс», — заявил он.
Он также наложил вето на продление выплат украинцам — 800 злотых (200 долларов) на ребёнка. Премьер Туск поддержал эту инициативу, отметив, что «новый законопроект практически готов».
Тем временем, по данным газеты Rzeczpospolita, в Польше в реестр нежелательных лиц попали сразу 31 тысяча иностранных граждан, что в два раза больше по сравнению с четырьмя годами ранее (тогда их было 16 тысяч) и почти столько же, сколько за весь прошлый год. Среди них 5,9 тысячи — граждане Украины, из которых 4,2 тысячи уже имеют судимости. Все они могут столкнуться с угрозой депортации из страны.
Журналисты отмечают, что политика Польши всё более ориентирована на депортацию мигрантов, нарушающих закон. С начала года из страны уже выдворили 1,1 тысячи иностранцев.
Также сообщается, что среди украинцев, попавших в этот список, многие были неоднократно осуждены за преступления, такие как хранение наркотиков, кражи, грабежи и подделка документов. Кроме того, некоторые из них были пойманы за вождение в состоянии алкогольного опьянения и организацию незаконного пересечения границы.
ДУДА ВСПОМНИЛ РАКЕТУ
В недавнем интервью экс-президент Польши Анджей Дуда поделился подробностями своего разговора с Владимиром Зеленским после трагического инцидента в Пшеводове в 2022 году. Напомним, тогда украинская ракета случайно попала на польскую территорию, что привело к гибели двух человек.
Что же произошло дальше, по словам Дуды? Оказалось, что украинский лидер позвонил и стал настаивать на том, чтобы Польша немедленно и публично обвинила Россию. На прямой вопрос журналиста о том, была ли эта попытка втянуть Польшу в конфликт, Дуда ответил: «Да, именно так я это воспринял».
Когда его спросили, что он ответил Зеленскому, Дуда лишь развёл руками и сказал: «Ничего». Позже он добавил: «Они с самого начала стремятся вовлечь всех в эту войну. Это очевидно. Им выгодно втянуть в конфликт как можно больше стран, особенно членов НАТО».
НИЧЕГО ОБЩЕГО С РЕАЛЬНЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ
Как говорят в таких случаях, «ничего личного, только бизнес». Описанное — ещё одно подтверждение того, что на дипломатическом фронте происходят события, которые сложно было представить ещё несколько лет назад. Но, как принято писать в таких случаях, «не всё так однозначно». Политический обозреватель Давид Худжец в беседе с «Антифашистом» обсудил, как изменяется отношение поляков к украинцам, и как это влияет на отношения между странами.
— Из Польши поступают всё более резкие заявления в отношении Украины, а с приходом на пост президента Короля Навроцкого они лишь усилились. Что происходит в отношениях между странами?
— Прежде всего, Навроцкий обещал разобраться с бандеровщиной в Польше. Кроме того, он дал понять Украине, что такая её «историческая политика», мягко говоря, не совпадает с понятием добрососедской дружбы.
Также он обещал, что не отправит польских солдат на Украину. Но это не новое заявление, такие слова говорил и Дуда, который уже раньше сравнивал бандеровщину и прославление УПА* с коммунизмом и фашизмом.
В последнее время Польша взялась основательно за эту тему, это факт. Но тут важно учитывать вот что. Так можно было делать и раньше, система власти не так уж и перезагрузилась, а перед каждыми новыми выборами в Польше обычно идут заявления об ограничении поддержки Украины и борьбе с бандеровщиной.
— Почему это происходит именно сейчас?
— Потому что к власти пришёл Трамп, и антиукраинская риторика стала допустимой и модной. Польша тут просто следует мейнстриму. Но, самое главное то, что на выборах (и президентских, и в Сейм) очень хорошо показались радикально антиукраинские кандидаты — Гжегож Браун и партия «Конференция», которая стала третьей силой в Польше.
Что ещё нужно понимать, политические силы, которые стоят за Навроцким, просто хотят антиукраинский электорат перетянуть на себя. Но, что важно, политика при этом вовсе не меняется
— Как обстоят дела с социальной поддержкой украинских беженцев?
— Согласно последним опросам, большинство поляков противятся тому, чтобы украинцы в Польше могли пользоваться социальными правами, которые им дали сейчас. Правительство фактически приравняло их к полякам, и это гигантский удар по финансовой системе страны.
Украинцы имеют такие же права, как и поляки: право на пенсию, на медицинскую помощь. Причём для них эта помощь больше, чем на Украине. И нет понимания, что это беженец или переселенец. Речь идёт о том, что это люди, которые готовы остаться в Польше и после окончания конфликта.
— Как на это реагируют обычные люди? И есть ли напряжение в обществе между поляками и украинцами?
— Напряжение есть, и оно усиливается. Конечно, оно возникает в первой очереди из-за финансовых вопросов.
Приток нескольких миллионов людей очень сильно и негативно влияет на зарплаты. С учётом большого наплыва рабочей силы работодатели перестали конкурировать за сотрудников, а, значит, можно людям платить меньше.
К этому можно добавить, что у украинцев нет желания ассимилироваться. Польские СМИ не раз подчёркивали, что в больших городах они себя чувствуют, как в автономных системах.
— Что можно сказать об историческом вопросе? В очередной раз поднимаются вопросы эксгумации тел, определения правильной трактовки событий Волынской резни и т.д. Чего хотят польские власти?
— Исторические вопросы для Сейма (для Туска, для «Гражданской коалиции») не значат совсем ничего. Для оппозиции («Конфедерация», «ПиС»), в том числе и Навроцкого, этот вопрос важен, но он не критический. Они смотрят на сегодня через вчера.
Вопрос эксгумации для них важен в электоральном смысле: «мы делаем хорошее дело, но при этом выигрываются опросы». Идёт борьба за голоса.
Раньше ведь так сильно этот вопрос не стоял, хотя был Дуда, а у «ПиС» было большинство в Сейме. Власть дерётся в первую очередь за голоса, тут нет скрытых смыслов.
— Если всё будет идти так, как идёт сейчас, к какому состоянию страны могут прийти в обозримом будущем?
— Волынкая резня, УПА* и прочие громкие слова не будут иметь никакого значения так долго, пока Украина будет воевать против России. Это хорошо понимают в Киеве, и потому поднимают шум и высказывают своё недовольство.
Знают, что по любому Польша будет помогать, пока её выгодно, и понимают, что борьба против бандеровщины — это только вечная избирательная кампания и ничего больше. Но когда Украина перестанет быть нужной, это всё послужит аргументом для Польши, чтобы из Киева сделать неблагодарного соседа-врага.
* — ОУН-УПА, УПА — включены в список террористических организаций и запрещены в РФ
Иван Солдатов
ИА «Антифашист»
10.09.2025
#Польша #Политика #Власть #PrТехнологии #Украина #Беженцы #Мигранты #Бандеровцы
#af https://antifashist.online/item/polsha-snova-pripomnila-kievu-prestupleniya-banderovcev-no-do-realnyh-dejstvij-tak-i-ne-dojdet-mnenie-davida-hudzheca.html
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев