(урок) 1 г., 10 мес. назад Репутация: 25
Доброго всем времени суток!
Начну из далека, большинство пользователей скутеров, да и не только, очень сетуют на отсутствие такого прибора контроля как тахометр. Очень нужная вещь, когда необходимо настроить холостой ход двигателя или просто отследить максимальные обороты. Но современные цифровые тахометры достаточно дороги, да и привередливы к температурам и помехам, начинают врать или скакать как угорелые. Да и долго они не живут как правило, то ли дело проверенный аналоговый тахометр со стрелкой – все наглядно и в реальном времени.
Зная, что напряжение генератора в определенном диапазоне на прямую отражает изменение частоты вращения ротора и практически линейно зависит от оборотов, я решил попробовать использовать эти пульсации для оценки частоты вращения коленчатого вала скутера. Сложность заключалась в том, что напряжение генератора плавает лишь в небольшом пределе от номинала (1,5-2 вольта) и просто поставить вольтметр не получиться. После суток раздумий и подсчетов нашел простое и оригинальное решение – автотрансформатор. Здесь я подробно расскажу как самому сделать аналоговый стрелочный тахометр с приемлемой чувствительностью и точностью оценки частоты вращения коленвала.
Сразу хочу пояснить: представленная мной идея позволит вам наглядно видеть и оценивать обороты двигателя, но если вы хотите точности в измерениях, то вам придется калибровать свой прибор по эталонному тахометру – это издержки всех самоделок. Себе я этого не делал по причине ненадобности, лишь поставил отметку положения стрелки на частоте ХХ, для будущего контроля, но возможность калибровки шкалы все же есть!
Данная схема довольно проста и имеет ряд преимуществ: возмозность использования любого вольтметра постоянного тока с диапазоном измерения 0,5 вольт и номинальным током до 250 мкА.., маленькая потребляемая мощность до 3,5 мВт., тахометр практически не влияет на работу нагрузки (в моем случае электро-клапан )., высокая надежность элементов схемы и точность измерения, не зависящая от температуры и внешних помех., не нужно подстраивать (только при замене генератора)., вольтметр защищён от перенапряжения и короткого замыкания цепей генератора и так же тахометр является контрольным прибором работоспособности самого генератора и цепи терморезистора обогатителя
. Конечно есть и недостатки: сложность перенастройки при замене генератора, обогатителя или вольтметра, показания незначительно зависят от нагрузки генератора (габариты, свет и т.д.), необходимость калибровки.
Что бы предварительно представить как это всё выглядит вначале посмотрите это видео, а там и решите стоит оно того или нет: http://www.youtube.com/watch?feature=player_detailpage&v=KP8Wuht4BnY SaveFrom.net Теперь более подробно остановимся на изготовлении тахометра.
Схема донельзя проста и понятна:
Вольтметр можно взять с индикатора уровня записи старого магнитофона , а магнитопровод (кольцо) для автотрансформатора от испорченного блока питания ПК, либо купить в радиомагазине. Не советую заменять кольцо на скрученные гвозди и магниты. Провод лакированный 0,6 мм в диаметре. Диод любой.
В начале наматываем на кольцо первичную обмотку в 45 витков, затем делаем отвод провода и дальше по кругу наматываем вторичную обмотку примерно в 15 витков (зависит от вольтметра). У нас получается 3 вывода: начало обмоток, их середина и конец.
Разрезаем цветной провод, который идет до фишки обогатителя, и один конец припаиваем к началу обмоток, а второй к середине обмоток (получается последовательное соединение первичной обмотки с проводом).
Так же припаиваем провода к середине обмоток и к концу вторичной обмотки – они пойдут на вольтметр.
К «+» вольтметра припаиваем диод катодом, что бы он пропускал положительную полуволну к вольтметру и тем самым выпрямлял переменку генератора. Размещаем вольтметр в нужном месте и всё! Советую все соединения пропаять, поскольку нам не нужны потери тока в соединениях, чувствительность прибора очень велика и показания могут измениться.
Настройка вольтметра производиться на заведенном двигателе наматыванием или отматыванием дополнительных витков вторичной обмотки. Нужно добиться что бы стрелка вольтметра на холостом ходу была как можно ближе к началу шкалы вольтметра.
Настройку производите на прогретом двигателе с включенными световыми приборами, так тахометр будет показывать наиболее точную информацию. Тем, кому нужны точные показания в об/ мин придется калибровать шкалу по другому тахометру:, перенося его показания на шкалу своего.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев