Рис. 12. Небесная анатомия единства и любви — космическая структура с символом единения Земли и Небес, архетип первочеловека (Ваагна), который на полусогнутых коленях олицетворяет Картину мира, миротворения, мироздания в тройном аспекте.
Уникальный стиль и образ, выражающий идею космического древа, наскальный рисунок, Гегамские горы, Армения (а). Каменная фигурка божества в виде древа жизни, троицы (трезубца), Армения (б).
Прорисовка бога Шивини (по Б. Пиотровскому) с урартского пояса, Кармир-Блур, Армения (в). Стела (Ваагнакар) из Ервандашата с изображением Ваагна (г), Армянский кресткамень с крылатым крестом под знаком небесного свода (д), Юго-Восточная Анатолия, озеро Ван, Турция (Uyanik М.).
Кресткамень с изображением большого восьмикрылого креста с множеством малых восьмикрылых крестов. Под большим крестом изображена голова человека, Ервандашат, Армения (е)
Символика единства мужского и женского начал, трансформировалась в легенду, в древнюю армянскую мифологическую историю союза (любви) первочеловека (Ваагна) и его невесты Астхик, которая перешла в христианскую традицию в форме истории любви библейских персонажей – первочеловека Адама и его невесты Евы, которые, познав древо жизни, древо добра и зла, были изгнаны из Рая.
Единство и любовь, как источник небесной и земной жизни,лежат в основе идеи о бессмертии.
Различные изображения двух скрещенных или наложенных друг на друга крестов с растительными мотивами, с плодами винограда выявлены на уникальных армянских вишапакарах, огромных вертикально и горизонтально расположенных базальтовых камнях с изображениями драконов и рыб (рис. 13 а, б).
Устойчивая традиция, пройдя через тысячелетия,сохранилась вмотивах язычества, в изображениях семьи, союза родов, племен, домов, в форме восьмиконечных крестов и стала служить основой для символики христианских кресткамней Армении.
Комментарии 3