Можно ли нарисовать музыку? Ноты, музыкальные инструменты, скрипичный ключ? А свои эмоции? Впечатления, ощущения? Как это? Композиции в исполнении симфонического оркестра, к примеру.
Вот история занятий и развития двоих ребят Вики и Игната.
Начало урока.В качестве настройки педагог попросила ребят встать. Вика, чудесная, воздушная, немного стеснительная, сразу подхватила идею рисовать в воздухе. С каждым занятием ей все ближе становятся художественные материалы (восковые мелки, пастель, гуашь), от рисования однотонный черных «каляк» она перешла к изображению воды (моря), деревьев (елей), в ее рисунках добавились цвета, преимущественно зеленый и оранжевый.
Настройка-рисование в воздухе спонтанных хаотичных каракуль настроило ее на более продуктивное изображение на бумаге. Закончив воздушное рисование и плавно перейдя к рисованию гуашью, Вика смело, уверенно стала повторять широкими мазками свои воздушные мазки. Она выбрала сочный яркий синий цвет, широкими круговыми движениями она с легкостью заполнила бОльшую часть листа А3 по центру, продолжая мазками поменьше закрашивать всю поверхность листа. Анастасия наблюдала лишь со стороны, вспоминая, что при первом знакомстве с Викой, ей сообщили, что она работает только «рука в руке»! Особо увлеченно она работала, пока звучала музыка. Потом, педагог попросила подсушить слой с помощью фена для творчества, чтобы продолжить наносить краску. Она быстро и даже с энтузиазмом пошла к месту, где лежал фен, смело взяла его, и робко улыбаясь, стала быстро давить на кнопку включения. И по окончанию, также несмело, но выполнив вме как надо, выключила кнопку, и выдохнула с улыбкой. Было немного страшно, но понравилось. Она снова села за стол, продолжи слушать музыку и выбрать краску. "Она взяла желтую. Я показала, как можно работать брызгами и кляксами, она выбрала тем способом, которым ей было комфортнее. И снова Вика погрузилась в работу, затем взяла оранжевую краску и добавила еще брызг. До этого она на моих занятиях не проявляла столько интереса к таким цветам, сочным, ярким. Музыка ее вдохновляла. Из нескольких композиций она выбрала наиболее полюбившуюся, и когда доходила ее очередь, она выбирала только ее, довольно спокойную, умиротворенную композицию из кинофильма «Интерстеллар» (в оркестровом исполнении). Занятие закончилось, я спросила Вику, хочет ли она показать работу маме, она весело закивала головой. Краска не высохла и попросила положить лист на ладони, немного расставив их в стороны. Вика волновалась, и очень аккуратно понесла работу маме. Потом снова вернулась. Да, я могла бы стоять над ней все занятие, посушить за нее работу, и отнести ее маме. Но Вика настолько радуется и преображается, когда ей доверяют более самостоятельные задачи, что я не могу ее в этом остановить"- рассказывает наш педагог.
"Игнат, появляясь в помещении, несет особую ауру и энергетику. Кажется, не только его большой рост, но и его общительность и любознательность создают, какую-то удивительную атмосферу. Кажется, что воздух начинает колыхаться вокруг него. Девочки ждут его на занятиях, и кажется, без него им не хватает общения и диалога. Со словами «А что мы сегодня будем делать?» Игнат рухнул на свой стул, девочки отсаживаются от него подальше, так как ему, как уже все в группе поняли, нужно больше места, чтобы не только творить, но и просто по-человечески уместить за столом весь свой рост. Когда я сказала, что сегодня будем работать красками и изображать музыку, он вдумчиво поддержал, и сказала, что это хорошая мысль, так коллаж уже ему надоел. А потом он, как бы в воздух, задавал вопрос «А как это, рисовать музыку?», «Как можно ее нарисовать?»"
С большим энтузиазмом вместе с остальными ребятами молодой человек встал на настройку – рисование в воздухе, слушая симфонический оркестр. Ему сразу понравился отрывок темы из «Пиратов Карибского моря», а так как это было записанное на телефон видео, он стал рассматривать все инструменты в оркестре, отыскивая то рояль, то саксофон, потом его привлек дирижер, и он смело изобразил его движения. Потом Игната стало интересовать, что это за оркестр, педагог рассказала, что это оркестр из Санкт-Петербурга, он еще с большим увлечением вслушивался, всматривался, просил не выключать музыку, и попросил поставить телефон рядом, чтобы можно было смотреть и рисовать.
"Он взял синюю краску и стал быстро рисовать фигуру похожую на саксофон, потом спросил меня, похоже ли это на саксофон, я ответила, что в целом похоже, и спросил, как он считает. Он немного остановился, а потом, смешивая зеленый и синий, стал превращать свое полотно в музыкальных вихрь. Когда музыкальные отрывки заканчивались, Вика и Игнат также немного останавливали свое творчество. Игнат просил снова и снова ставить музыку, снова вглядывался в видеозапись, снова рисовал. Позже также с воодушевлением встал на просушку листа феном, исследовал как фен гоняет воду по листу, удивлялся работе устройства. Параллельно я рассказывала о технике безопасности.
- что значат цвета, он отвечал – «Энергия, музыка». Я спросила, как бы он назвал свою работу – «Душа», был дан ответ".
Во время занятий Игнат всегда глубоко погружается в творческий процесс, если изначально тема его вдохновила. Он работает чаще всего автономно, как бы выплескивая в работу одну за другой все свои эмоции и ощущения. Игнат может закончить резко, раньше других ребят, как бы поставив точку в работе, и его будет трудно увлечь чем-то еще, обычно педагог и не требует продолжения, понимая, что на сегодня он сделал все, что хотел, чтобы экологично выпустить пар или снизить эмоциональное напряжение. Он высвободил чувства, ощущения, порой наэлектризованность, с которой он врывается в начале урока. Иногда он может сказать, что устал, и плюхнуться в кресло, пойти на другое занятие, или же просто будет смотреть на свою работу, как бы исследуя то, что только что создал…
Ребята, приглашаем вас на наши занятия.
Работа проводится при поддержке субсидии Департамента внутренней политики Ивановской обл.
#СолнечныйКруг
#Арттерапия
#ЭмоциональноеРазвитие
#ДляЧегоЯУчусьВШколе
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев