(4 часть)
БАРОККО
2-я половина 17-го — первая половина 18 века.
Основные черты: вычурность, изобретательность, ускорение темпа жизни, перевёрнутое мировоззрение.
Значение термина Барокко.
В переводе с португальского — «жемчужина неправильной формы» — причудливый, странный = изобретение новых жанров и инструментов, детализация нюансов музыки.
Мировоззрение, психология.
Характерные черты времени: 1). «Порвалась дней связующая нить. Как мне обрывки их соединить?..» (Шекспир, «Гамлет») = «разорванная» картина мира (изобретение микроскопа и телескопа расширили у людей представления о мире); 2) ускорение темпа жизни (Бог — вечный часовщик; добавляются темповые динамические обозначения в произведениях; Мадонны на картинах не сидят, а «парят» в креслах); 3) время понимается как чередование контрастных процессов; 4) смешение трагического и комического, нарушение законов древнегреческой трагедии (пьесы Шекспира, к примеру. В трагедиях всегда содержится комический фарс, а в комедиях имеет место серьёзность); 5) тенденция к нарушению канонов, изобретательности; 6) свобода в толковании любого жанра.
Особенности музыкального искусства.
1) разрушение представлений о логике старого голосоведения, введение параллелизмов, тритонов, неожиданных переходов в далёкие тональности (в особенности в музыке И.С.Баха).
2) развитие полифонического искусства (в переводе — многоголосие) — вид музыки, в котором каждый из голосов обладает определённой самостоятельной траекторией движения, и вместе с тем, подчиняется определённым правилам сочинения контапункта;
3) музыка провозглашается независимым искусством.
Композиторы: И.С.Бах, Г.Ф.Гендель (Германия); Дж.Каччини, К.Монтеверди, О.Чести (Италия); более ранние композиторы-полифонисты: Габриэли, Фрескобальди, Кунау, Букстехуде, Пахебель.
Жанры муз.произведений:
1) фуга (в переводе — «бег») — жанр полифонической музыки, в котором определённое количество голосов (от 3-х до 10) последовательно проводят тему, а затем начинают перестанавливаться относительно друг друга по правилам контрапунктической техники;
2) токката (от «токкаре» — ударять) — жанр прелюдийно- импровизационного характера, часто являющегося вступлением к строгой части произведения (например, фуге);
3) инвенция (в переводе («выдумывать», «изобретать»)— вольное название пьес свободно-имитационного построения;
4) опера ( в переводе — «труд», «творение») — жанр сценического искусства, объединяющий пение, инструментальное исполнительство, балет, декоративное и постановочное мастерство.
5) сюита (в переводе — «ряд», «последовательность») — последовательность обязательных (4 старинных танца) и необязательных пьес;
6) оратория (в переводе — красноречие)— монументальное произведениедляхора, солистов и оркестра на определённую сюжетную основу, предназначенное для концертного исполнения;
7) кантата — сочинение для певцов-солистов, оркестра и, возможно, хора, состоящее из законченных номеров-эпизодов, предназначенное для концертного исполнения. Кантаты меньше, чем оратории по масштабам сюжета и по длительности;
8) соната (в переводе — «звучать»)— в эпоху Барокко — всякое инструментальное произведение для четырёх инструментов с обязательным клавишным, исполнявшим партию бассо континуа;
9) концерт ( в переводе — «соревнование», «состязание») — виртуозное произведение для оркестра и солиста (в эпоху Барокко соревновались различные группы оркестра — большие и маленькие, ярко выраженная солирующая партия солиста присутствовала не у всех композиторов),
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев