Прежде всего необходимо отметить встречающиеся неправильное положение ног: носки ног повёрнуты внутрь, значительно выдвинуты вперёд правая нога, часто ученик опирается только на левую ногу, а правая служит ему метрономом. Такое положение сковывает свободу движений рук, способствует появлению излишней мышечной напряжённости, утомляет играющего. Более целесообразна опора корпуса на обе ноги равномерно, ноги расставлены примерно на ширину плеч, носки несколько врозь. При игре начинающих скрипачей часто наблюдается неправильное положение головы, её наклон вправо или влево (последнее встречается значительно реже).
Преувеличенный наклон головы вправо наблюдается в связи с очень высокой подушечкой и наоборот, излишний наклон головы влево связан с чрезмерно плоской подушечкой. Наиболее целесообразным следует считать естественное прямое положение головы, а инструмент устойчиво закрепляется левой стороной челюсти.
У начинающих скрипачей часто наблюдается излишний подъём левого плеса. Подъём плеча обычно вызывается отсутствием подушечки или плохо подобранной и неправильно помещённой подушечкой, которую надо выбирать, принимая во внимание индивидуальное строение плечевого пояса ученика, высоту и степень покатости плеч. Так, чем длиннее шея и более покатые плечи, тем подушечка должна быть выше. Надо избегать очень больших по площади подушечек, так как они в значительной степени поглощают звук скрипки; подушечка должна быть небольшая и достаточно компактная.
Вместо подушечки можно рекомендовать « мостики» различной конструкции, которые придают инструменту устойчивость и позволяют устанавливать необходимый угол наклона скрипки. Необходимо учесть: неустойчивость положения скрипки ведёт к напряжению в пальцах, кисти, всей левой руки, а также мешает свободным движениям правой руки. Устойчивости инструмента мешает также плохо подобранный подбородник.
Подбородник должен быть достаточно глубоким, но без острых краёв. Часто подбородник бывает прикреплён слишком далеко от подгрифка или задевает подгрифок, что также нежелательно.
Начинающие скрипачи в большинстве своём очень низко держат скрипку. Между тем скрипку необходимо держать достаточно высоко (в положении, близком к горизонтальному). Низкое положение скрипки затрудняет переходы в позиции и исключает рулевые движения левой руки. «Скрипку надо держать гордо» - учил П.С. Столярский.
Весьма часто мы наблюдаем слишком плоское положение инструмента, или чрезмерный его наклон вправо. И то и другое является нецелесообразным. «Плоское положение скрипки при игре на струне «Соль» вызывает неверное направление ведения смычка при игре вверх: смычок направляется вниз к полу. Чрезмерный наклон скрипки, с другой стороны нарушает правильность угла падения пальцев и вызывает соскальзывание их при игре на струне «Ми» ( Ю.И. Янкелевич. О первоначальной постановке скрипача – Сб. «Вопросы скрипичного исполнительства педагогики»).
Наклон скрипки во многом зависит от высоты и места расположения подушечки.
Часто ученик отводит скрипку слишком влево или на оборот вправо. При этом не всегда учитывается длина рук ученика. При более коротких руках скрипку следует отводить больше вправо, при более длинных руках – влево. Головка скрипки должна быть примерно против носка левой ноги. Обращая внимание на положение инструмента надо иметь в виду, на сколько оно удобно для игровых движений правой руки.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев