Историческое содержание пасхального богослужения
В Православной Церкви каждый праздник имеет свое идейное содержание, которое отражено в его чинопоследовании и в песнопениях из его службы. При этом в идейном содержании любого праздника можно выделить два аспекта: исторический (воспоминание исторических событий, послуживших основанием для установления данного праздника) и догматический (прославление Бога и литургическое осмысление в праздничных песнопениях тех догматов и вероучительных истин, которые наиболее тесно связаны с данным празднуемым событием). Кроме того, в чинопоследовании и песнопениях праздника всегда содержится идея духовной радости и торжества Церкви по поводу празднуемого события (особенно это характерно для двунадесятых и великих праздников). И вот, в идейном содержании рассматриваемого нами пасхального богослужения присутствуют и довольно четко отражены все три указанных выше момента.
В Священном Писании не говорится о том, как происходило само воскресение Христа, ведь никто из учеников Христа не был очевидцем этого величайшего чуда, а повествование о Воскресении начинается с описания шествия мироносиц ко Гробу и явлений Воскресшего. Поэтому к историческому аспекту пасхального богослужения главным образом относится воспоминание тех событий, которые непосредственно последовали за Воскресением. Наиболее четко эта тема отражена в следующем песнопении: «Предварившия утро яже о Марии и обретшия камень отвален от гроба, слышаху от Ангела: во свете присносущнем Сущаго с мертвыми что ищете яко человека; видите гробные пелены, тецыте и миру проповедите, яко воста Господь, умертвивый смерть, яко есть Сын Бога, спасающаго род человеческий» (Ипакои Пасхи, гл 4), перевод «Жены, пришедшие с Марией до рассвета и нашедшие камень отваленным от гроба, услышали от Ангела: «Во свете вечном Пребывающего что вы ищете среди мертвых как человека? Посмотрите на погребальные пелены, бегите и миру возвестите, что восстал Господь, умертвив смерть, ибо Он – Сын Бога, спасающего род человеческий!». Подобное краткое описание событий, случившихся рано утром в день Воскресения Христова, мы встречаем в тропаре 7-й песни пасхального канона: «Жены с миры богомудрыя в след Тебе течаху; Егоже яко мертва со слезами искаху, поклонишася радующеся Живому Богу, и Пасху Тайную Твоим, Христе, учеником благовестиша» (тропарь 7-й песни пасхального канона), перевод: «Жены умудренные Богом с благовониями вслед Тебе спешили. Но Кого они, как смертного, со слезами искали, Тому с радостью поклонились, как живому Богу, и Пасху таинственную ученикам Твоим, Христе, благовествовали». Также о событиях, связанных с воскресением Господа, говорится в стихирах Пасхи и в некоторых других песнопениях. Кроме того, само чинопоследование пасхального богослужения представляет собой актуализацию некоторых событий, последовавших непосредственно за Воскресением. В частности, перед крестным ходом в воспоминание того, что «тайну Воскресения Христова первыми узнали и прославили Ангелы, а не люди», в алтаре, как бы на небе, поется песнь: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси, и как на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити» (Воскресение Твое, Христе Спаситель, Ангелы воспевают на небесах: и нас на земле удостой чистым сердцем Тебя славить), при пении которой священнослужители, облаченные в белые одежды, «как Ангелы – вестники небесной и всемирной радости, выходят из алтаря». Крестный ход, совершаемый затем, символизирует жен-мироносиц, шедших ко гробу Спасителя в предутренней мгле, чтобы умастить тело Его ароматами, при этом после крестного хода верующие останавливаются перед «плотно затворенными дверьми храма, как бы перед входом в пещеру Гроба Господня» , а начало утрени и пение 1-й раз тропаря Пасхи «Христос воскресе из мертвых…» совершается вне храма в воспоминание того, что Воскресение, по учению Церкви, совершилось прежде, чем растаяла печать на гробе Искупителя, потому оно и прославляется прежде открытия врат церковных (которые символизируют запечатанный вход в пещеру гроба Христова) и последующее открытие этих врат «означает отверстие гробовой пещеры Спасителя по Его воскресении.
Также к исторической части идейного содержания пасхального богослужения относится воспоминание сошествия Христа во ад. Хотя хронологически это событие предшествует Воскресению и в историческом контексте относится скорее к Великой Субботе, но в то же время, по своему смыслу оно тесно связано с воскресением Христа: Своим сошествием во ад Христос сокрушает и стирает «вереи вечные» и воскрешает этим весь падший род человеческий. Поэтому в некоторых пасхальных песнопениях и говорится о сошествии Христа во ад. В частности, ирмос 6-й песни пасхального канона звучит следующим образом: «Снизшел еси в преисподняя земли и сокрушил еси вереи вечные, содержащия связанные, Христе, и тридневен яко от кита Иоан, воскресл еси от гроба» перевод: «О, Христос! Ты сошел в глубочайшие места земли и сокрушил засовы вечные, державшие заключенных в оковах, и на третий день, как из кита Иона, воскрес из гроба». Также о сошествии Христа во ад говорится в некоторых запевах на 9-й песни пасхального канона и в песнопениях пасхального часа. Кроме того, этой теме посвящена существенная часть «Огласительного слова» святителя Иоанна Златоуста, в которой святитель говорит о неразрывной связи между сошествием Христа во ад и Его победой над смертью, Его Воскресение: «Никто пусть не боится смерти, ибо освободила нас смерть Спасителя. Он истребил её, быв объят ею; Он опустошил ад, сошедши во ад… Где ти, смерте, жало? Где ти, аде, победа?» (1Кор. 15:55). Воскрес Христос, — и ты низложился…». Интересен также тот факт, что византийские и древнерусские изображения Сошествия Христа во ад воспринимались современниками как иконы Воскресения, тогда как само событие Воскресения как таковое, то есть выход Господа в ожившем теле из закрытого камнем гроба, не изображалось в византийской и древнерусской иконографии по той причине, что оно не описывается в канонических Евангелиях.
ПРОДОЛЖЕНИЕ тут: https://missioner-tver.ru/2021/04/26/пасха-история-праздника/
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1