Именно из этого и состоит обучение, процентов так на 75, если не больше (мое личное убеждение). Оставшиеся 25 процентов - это чтение соответствующей литературы (изучение теории, анатомии, законов перспективы, композиции), занятия с преподавателем (который дает теорию и указывает на допускаемые ошибки), общение с другими художниками, обмен опытом и т.д. О том, что, для чего и как можно рисовать я и хочу поговорить в этой статье.
Попробую в начале выделить основные способы рисования (деление несколько условно):
Рисование с натуры.
Рисование по фотографии.
Срисовывание работы другого художника.
Рисование "из головы".
Рисование по памяти.
Рисование, используя стиль другого художника.
Рисование "от балды" (прошу прощение за такую формулировку : ).
Не один из этих методов нельзя считать абсолютно ущербным или идеальным. У любого из них свои преимущества и недостатки. Просто каждый из них надо использовать на нужной стадии обучения рисованию и в правильных пропорциях. Попробую разобрать их по отдельности. Но сразу хочу предупредить - все нижесказанное это не только плод моего больного воображения : ). Многие мысли были почерпнуты с различных форумов и сайтов художников (надеюсь обезопасил себя хотя бы от половины гнилых яблок : ).
Сперва я хотел бы рассмотреть "золотую" троицу "с натуры - по фотографии - с работы другого художника" и показать в чем разница между этими, на мой взгляд, основными способами рисования (в основные нужно включить еще и рисование "из головы", но ее я все таки рассмотрю потом отдельно). Сразу хочу сказать, и запомните это, что эти три способа рисования - абсолютно разные, и ни в коем случае не стоит говорить, что рисовать по фотографии и с натуры - это одно и тоже.
Рисование с натуры - один из самых сложных, но и самых продуктивный для обучения, способ рисования. Чем чаще и больше вы будете рисовать с натуры, тем быстрей будет идти ваш рост, как художника. Вы научитесь выбирать формат и грамотно размещать в нем изображение, разовьете свою визуальную память и научитесь представлять изображаемый предмет более полно, ощутите "объемность" и научитесь мыслить категориями не плоского изображения, а цельного. Всего этого нельзя достичь рисуя по фотографии, а тем более, по работе другого художника. В чем же конкретно разница между рисованием по фотографии и рисованием с натуры? Перечислю то, что понял сам:
На фотографии решена проблема (одна из основных) выбора формата. Вам не надо определять, будет ваш рисунок вытянут по горизонтали или вертикали и насколько он будет вытянут. Все это уже сделано. При рисовании с натуры же, вам, из всего виденного вами пространства, надо будет выделить именно тот кусок и его форму, который будет смотреться наиболее привлекательно.
На фотографии решена проблема выбора масштаба. Во многом она, конечно, связана с первым пунктом, но я склонен выделять ее отдельно.
Как написано в другой статье на нашем сайте (про геометрию картины и зрительное восприятие), человек видит окружающее его пространство таким образом, что представить его один в один на плоскости нельзя. Приходится что-то искажать, что-то изменять. Так вот, на фотографии такое преобразование уже сделано. По законам оптики и ренессансной перспективы, что, в некоторых случаях, не совсем верно и художественно оправдано. Художнику, рисующему по фотографии не надо решать проблему размещения объемного изображения на плоском листе бумаги, это за него уже сделано.
При рисовании по фотографии ракурс, с которого вы смотрите всегда один и тот же и многого вы не видите, что, часто требуется. В результате, получаются ошибки, которых можно избежать, если немного повернуть голову вбок. Иными словами при рисовании с фотографии, вы не получаете ощущения целостности и объемности того, что рисуете. Как же это передать тогда на рисунке?
Второе следствие неизменности ракурса состоит в том, что вам не приходится запоминать то, что видите, и напрягаться пытаясь построить изображаемую модель (что ведет к развитию), при рисовании по фотографии. Она всегда неизменна. Вы можете просто перерисовывать линии, взяв за ориентир границы "формата", т.е. рамки фотографии. При рисовании с натуры меняется положение и ваших глаз и головы, может измениться поза модели (особенно, если это человек и не профессионал). Что бы нарисовать рисунок правильно, вам приходится "моделировать" объект в голове, что позволяет запомнить гораздо больше и понять, то что вы рисуете. А если вы что-то поняли, то потом сможете более легко смоделировать объект в голове даже без его присутствия перед глазами.
У фотографии я вижу только два достоинства по сравнению с натурой. Первое - ее гораздо легче найти и использовать (Интернет большой, журналов тоже не мало). Хотя на самом деле оно эфемерно. Ведь людей вокруг вас (не говоря уже о предметах) великое множество, и рисовать их ничто и никто вам не мешает. Не обязательно пытаться поставить их в выдуманные вами позы. Пускай сидят, лежат, идут и занимаются другими делами. Рисуйте их как есть. Это гораздо интересней и полезней, чем перерисовывать атлета из спортивного журнала или обнаженную красавицу. Запомните еще одну вещь - когда вы рисуете неправильно, вы учитесь делать ошибки и потом от них очень тяжело избавиться. В этом еще одна опасность использования фотографии в качестве объекта срисовывания. Вторая польза от фотографий - по ним неплохо изучать анатомию мышц и строение скелета.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1