Важная часть нашей работы, которая скрыта от большой сцены, конкурсов и мастер-классов. Пост для тех, кто любит читать🙂.
Участники семинара - сотрудники культурно-досуговых учреждений Ставропольского края.
ОНЭД расшифровывается, как объект нематериального этнокультурного достояния. При виде этого названия у человека далекого от темы может «разболеться голова», но мы постараемся объяснить простыми словами.
В 2022 году вышел Федеральный закон, который стал регулировать отношения в области выявления, изучения, использования, актуализации, сохранения и популяризации объектов нематериального этнокультурного достояния России.
Согласно закону к ОНЭДу относятся устное творчество, формы традиционного исполнительского искусства, обряды, игрища, знания об укладе жизни.
Люди, которые владеют ОНЭД называются носителями. Специалисты, которые занимаются поиском и сохранением ОНЭД – хранителями. Хранители ищут носителей, общаются с ними, кропотливо записывают и снимают на видео всё, что рассказывают и показывают носители (слово в слово, жест за жестом). Затем информация вносится в документ под названием «паспорт ОНЭД».
Вы, возможно, подумаете: народный ансамбль – это ОНЭД, зачем выдумывать какой-то паспорт и что-то искать. Нет, уважаемый читатель, ансамбль, исполняющий, к примеру, казачью песню, это артисты, а носителями ОНЭД являются непосредственно казаки, относящиеся к этнической общине, исполняющей эту песню.
Процесс сбора ОНЭД очень кропотливый. В нашей структуре этим занимаются сотрудники культурно-досуговых учреждений. Им в помощь мы организовали семинар, на котором спикер – Валентина Грязнова рассказала о тонкостях этой работы.
«Образование убивает уникальность. В идеале, наши с вами носители – это бабушки и дедушки, не имеющие образования. Это кладезь для нас, потому что в этом случае мы соберем исконно этнокультурный материал», – пояснила Виолетта Грязнова.
Забавно слышать такие слова от доктора филологических наук, профессора кафедры русского языка СКФУ, не правда ли? Однако в контексте объектов нематериального этнокультурного достояния это абсолютно верно.
На примере обряда вызова дождя у ногайцев и крыловых песен казаков-некрасовцев участники семинара рассмотрели особенности подготовки информации для паспортов ОНЭД.
«Наши носители – это, в основном, пожилые люди и общение с ними имеет свои нюансы. Начиная от того, что у них нет желания что-то рассказывать и до того, что встреча может откладываться по состоянию здоровья. Необходимо также учитывать удаленность проживания носителя: заложить расходы на транспорт, время на дорогу. Ещё одна важная часть работы – изучение архивов. На это может уйти до полугода. Если вы фиксируете, как в нашем случае, документальную реконструкцию обряда дождя, то это тоже требует тщательной подготовки», – поделилась опытом с коллегами Лариса Солопова, главный хранитель фондов Кочубеевского историко-краеведческого музея.
Лариса Солопова - главный хранитель фондов Кочубеевского историко-краеведческого музея.
Публикация получилась объемной, но если вам интересна эта тема, то мы на конкретных примерах расскажем о том, как ведется работа по сохранению ОНЭД в нашем крае. Ставьте одобрение под постом, и мы начнем готовить материал.
Нет комментариев