Казалось бы, Михаил Васильевич Ломоносов канонизирован так давно, что его биография и труды в подробностях должны быть известны
соотечественникам. Но что мы знаем об этом человеке?
На поверку оказывается, что чуть ли не большая часть наших знаний о Ломоносове — мифы. Официозные, насаждаемые сверху или, наоборот, народные, стихийно возникшие… Начнем с самого распространенного и самого наивного мифа, возникшего, по всей вероятности, на исходе советской эпохи: «Ломоносов — внебрачный сын Петра Великого».
Якобы именно поэтому Ломоносова и приняли в 1731 году в Славяно-греко-латинскую академию — никто бы не поверил на слово «сыну простого рыбака», что он дворянин. Отцом Ломоносова Петр I не мог быть никак. На родине ученого он последний раз побывал в 1702 году, за девять лет до рождения Михайлы.
Нет никаких сведений о том, что мать Ломоносова, Елена Ивановна, урожденная Сивкова,когда-либо встречалась с царем. Ее муж, Василий Дорофеевич Ломоносов, был не «бедным рыбаком», а состоятельным промышленником-судовладельцем, вел торговлю рыбой, спермацетом, ворванью, занимался фрахтом.
По сословию он принадлежал к государственным крестьянам. Детей крестьян и посадских, «записанных в подушный оклад», в 1728 году было запрещено принимать в Славяно-греко-латинскую академию, однако это распоряжение выполнялось спустя рукава: от избытка желающих учиться академия вовсе не страдала.
Второй по распространенности миф, сложившийся к середине XIX века в полемике славянофилов с западниками, — про непримиримую борьбу Ломоносова с иностранцами. Ломоносов получил высшее образование в Германии и испытал глубокое влияние немецкой культуры.
Почти все профессора Академии наук, с которой связана дальнейшая
деятельность Ломоносова, были иностранцами, в основном немцами. Немкой была и жена Ломоносова, немцами были почти все его немногочисленные друзья, но и многие его враги тоже. А врагов у него было немало: академики непрерывно плели против коллег интриги, а Ломоносов был человеком с трудным характером, нетерпеливым, авторитарным. Зачастую профессора подписывали контракт всего на несколько лет, Петербург воспринимали как временное место работы и не готовы были отрываться от собственных исследований ради самоотверженного просвещения русских. И Ломоносова, для которого сверхцелью было именно просвещение России, это, конечно же, сердило. Но ненависти к иностранцам как таковым у него не было и быть не могло.
Следующая по популярности легенда: о Ломоносове — основателе Московского университета. На самом деле университет был основан Иваном Ивановичем Шуваловым, меценатом, ученикоми другом Ломоносова. В советскую эпоху Шувалов, фаворит императрицы
Елизаветы Петровны, не мог стать объектом официального почитания, и
потому в 1955 году, во время празднования 200-летия университета, стали всячески преувеличивать роль Ломоносова в его создании. На самом деле эта роль сводилась к тому, что он написал проект устава и учебных планов. Гораздо больше внимания Ломоносов уделял другому университету — Петербургскому Академическому, ректором которого он стал в 1760 году.
И последний из самых распространенных мифов (тоже возникший в советское время): Ломоносов открыл — одновременно с Лавуазье и независимо от него— закон сохранения массы. На самом деле этот закон как теоретический принцип известен с глубокой древности. Но в 1756 году Ломоносов предпринял следующий опыт: прокаливал несколько разных металлов в закрытых стеклянных сосудах, а потом взвешивал их. Великий французский химик Антуан Лавуазье в 1772 году провел аналогичный опыт, сжигая в запечатанном сосуде фосфор. Оба опыта доказывали, что закон сохранения массы действует в данном конкретном случае, но никак не подтверждали его универсального характера.
К тому же Ломоносов из-за своих теоретических взглядов на природу веса и сущность процесса горения не придал большого значения этому своему опыту и перед смертью не включил его в список своих главных научных достижений. Впрочем, у Ломоносова более чем достаточно других заслуг.
Ломоносов, автор «Российской грамматики» и других филологических трудов, преобразовал русский язык, четко отделив его от церковнославянского и в то же время дозированно и по определенной системе введя в него церковнославянские слова.
Он стремился сделать русскую речь пригодной «к выражению идей трудных», в частности, создавая новую научную лексику (в числе изобретенных им слов, например , «кислород»). Ломоносов ввел в учебники русского языка и некоторые грамматические элементы из церковнославянского, в том числе причастные обороты. Говоря, к примеру, «девочка, живущая в Сети», мы пользуемся грамматической конструкцией, внедренной в язык Ломоносовым.
Будучи в Германии, под влиянием немецкой поэзии Ломоносов создал классический русский стих, в основе своей неизменный по сей день. Его «Ода на взятие Хотина» (1739) — первое стихотворение, написанное ямбом по-русски. Этим размером написано 80% стихов Пушкина, определившего будущее всей русской поэзии.
Заветной мечтой Ломоносова было освоение Северного морского пути. Ученый считал, что Северный Ледовитый океан выше 80-го градуса северной широты содержит участки, свободные ото льда. Для проверки этой гипотезы в 1765 году, за месяц до смерти Ломоносова, была
отправлена экспедиция под командованием капитана Василия Чичагова.
Экспедиция должна была обогнуть с севера Америку, но возле Шпицбергена ее остановили вечные льды. Однако с изобретением ледокола идея «плавания по северным морям» оказалась востребована. Как и другая ломоносовская идея — о заселении новооткрытых земель каторжниками.
В конце жизни Ломоносов задумал проект государственных реформ. Написать он успелтолько проект «О сбережении и размножении народа российского». Это размышление о росте рождаемости и уменьшении смертности сохраняет актуальность и по сей день. Предлагалось, в частности, перенести Великий пост на летнее время, поскольку зимой нет свежих плодов и овощей, а крестьяне и купцы пребывают в праздности, которая «в заговенье и разговенье дает причину к необузданной роскоши». Ломоносов победил в борьбе с крещением младенцев в ледяной воде. Священники ссылались на требник, предписывающий использовать только чистую воду без всякой
примеси. Теплоту при подогреве как раз и считали примесью, в результате зимой младенцев окунали в купель с ледяной водой. Как передовой физик, Ломоносов считал, что теплота не является особым веществом, «примешивающимся» к воде.
По его мнению,«невеждам-попам толковать физику нет нужды, довольно принудить властию». Что в конце концов и было сделано.
Ломоносов спорил (не очень корректно по форме) с академиком Миллером, который доказывал скандинавское происхождение первых русских князей. Главным аргументом Ломоносова было отсутствие
скандинавского элемента в русском языке. Сейчас археологи доказали
присутствие норманнов на Руси.
Но идеи Ломоносова и его последователей, антинорманистов, сохраняют значение. Подчеркивая роль коренного населения в создании древнерусского государства, они настаивали на том, что не только правящая элита, но и весь народ действует в истории и определяет ее ход.
В конечном счете детищем Ломоносова можно считать весь образованный класс русских людей. Михайло Васильевич старался помочь выходцам из простонародья получить образование. При
разработке уставов Московского и Петербургского Академического
университетов он отстаивал их открытость для всех, кроме крепостных
(появление рабов с университетским образованием подорвало бы престиж науки). В качестве ректора Академического университета Ломоносов трогательно заботился о студентах, вникая в детали вплоть до меню столовой. Критикуя устав, предполагающий экономию на питании студентов,
Ломоносов писал: «Может быть, сочинитель думал, что Российскому
государству будет великая тягость, ежели оно 40 алтын (1 алтын = 3
копейки. — Прим. ред.) в год потеряет для получения ученого россиянина… а не жаль бы 1800 рублей, чтобы иноземца выписать».
Нет комментариев