В провинции Нуристан
в Афганистане, а
также в горах
Пакистана на границе
с Афганистаном локально проживает
один из удивительных
народов — калаши.
Его численность —
около 6 тысяч
человек. Селения расположены
на высоте 1900-2200
метров над уровнем
моря. Их деревянные
дома громоздятся
один над другим вдоль крутых горных
склонов и чем-то
напоминают
грузинские сакли с
плоской крышей.
Между жилищами проложены мостки и
крутые лесенки, по
которым с
удовольствием скачет
ребятня. Рядом
развалины древних каменных крепостей
— возможно,
возведённых
предками нынешних
жителей.
Соседи считают калашей аборигенами
- и учёные это
подтверждают. В
совместных
исследованиях
Института общей генетики имени
Вавилова,
университета Южной
Калифорнии и
Стэнфордского
университета калашам посвящен
отдельный параграф,
в котором говорится,
что их гены
действительно
уникальны и принадлежат к
древней европейской
группе.
*
Калашам, несмотря на
все притеснения, удалось сберечь свою
языческую веру.
Интересно, что соседи,
имеющие такой же
европейский облик,
как они, исповедуют ислам. Обряды
калашей очень
похожи на древне-
славянские и
балтийские. Они
поклоняются священному огню в
трёх ипостасях:
солнцу, молнии и
огню очага.
Некоторые знаки,
символизирующие солнце, похожи нате,
что и поныне
встречаются в
архангельской
деревянной резьбе!
Неподалёку от ритуального столба
жертвенник: две
вырезанные из дерева
конские головы.
По праздникам на
специальном жертвеннике перед
языческим идолом из
цельного ствола
большого дерева,
установленном на
склоне горы под открытым небом,
приносят в жертву
козу. Их выпасом на
горных пастбищах
занимаются
неженатые пастушки. Местный фольклор
изобилует сказками,
связанными с
тотемными
представлениями об
этом животном. По большим праздникам
представительницы
прекрасного пола
облачаются в цветные
наряды,
напоминающие традиционные
костюмы славянских
и балтийских
женщин, рисуют над
бровями сажей силуэт
горной козы с завитыми рогами.
Часто во время
праздника
разыгрывают сценку,
где козу рогатую
изображает незамужняя девушка,
а пастуха —
неженатый паренёк.
Это действо весьма
напоминает обряд
скоморошеского ряжения под Новый
год. Устраиваются
праздники урожая и
праздники любви,
похожие на Ивана
Купалу: тогда водят хороводы, поют
песни.
Сохранились и
деревянные рогатые
идолы -женское
божество на троне с резным массивным
посохом в левой руке.
Поневоле вспомнишь
русского чёрта с
кочергой.
Женщины калашей на досуге мастерят
украшения из бисера,
напоминающие
русские и
прибалтийские. На
нагрудном, например, встречается
символика в виде
двух конских голов,
смотрящих в разные
стороны, и солярные
знаки. Подобные ещё в XIX веке можно
было встретить на
русском Севере в
резьбе на избах,
прялках и воротах. У
прибалтов эти сюжеты и поныне
сохранились в
деревенском быте.
*
В пакистанском Музее
национальных древностей хранятся
деревянные статуи
конных всадников в
шлемах и латах. В
своё время они были
«экспроприированы» властями Пакистана у
калашей. Те,
вероятно, в прошлом
были весьма
воинственным
народом: в их фольклоре
сохранились легенды
о захватнических
походах на соседние
земли. Во время
военных вылазок брались в плен
иноплеменники. Из
рабов формировалась
каста ремесленников,
ущемлённая в правах,
- впоследствии именно они приняли
ислам. В их составе
гораздо меньше
блондинов и заметна
монголоидная и
австралоидная примесь.
*
На кладбище на
могилах калаши
устанавливают
вертикально деревянные доски с
вырезанными на них
солярными знаками.
Центром родового
культа служит резная
доска, олицетворяющая
богиню Джештак,
покровительницу
родственных связей,
или же «храм» («дом
Джештак») — помещение для
танцев и собраний.
Символические
сюжеты на могильных
досках отчасти
похожи на южноосетинские
могильные камни
XVIII века. Напомню,
что осетины —
потомки кочевников-
аланов, укрывшихся в горах Кавказа от
гуннского нашествия.
Всё это позволяет
предполагать, что у
аланов, славян и
калашей были общие предки. Однако
калаши, пожалуй,
единственные в мире
сохранили в
первозданной чистоте
не только внешний вид типичных
европеоидов, но и
культуру языческих
предков,
праиндоевропейцев.
Они верят в переселение душ
точно так же, как
верили в это предки
всех индоевропейцев,
в том числе славян, не
исключая русских. Многие особенности
быта и ритуалы
объясняются именно
этим.
*
И всё же культурное воздействие со
стороны
инаковерующих
соседей, несомненно,
ощущается. Мужчины
переняли типичную для мусульман
одежду и головной
убор. Постепенно
забываются имена
родовых божеств.
Уходит в прошлое Праздник заслуг —
чествование
уважаемых людей. Но
тех, кто ушёл из этой
жизни и кому
надлежит родиться вновь в новом теле,
не забывают.
*
Высшей святостью у
калашей обладают
горы и горные пастбища, где
обитают боги и
пасётся «их скот» -
дикие козы. Святы
алтари и козьи хлева.
Святилища располагаются, как
правило, под
открытым небом. Это
по большей части
алтари, сооружаемые
из можжевельника или дуба. Обставлены
они ритуальными
резными досками и
идолами высших
божеств.
Специально возводятся крытые
деревянные залы для
религиозных
мистерий и плясок.
Ритуальная жизнь
калашей проходит в коллективных
празднествах, пирах и
играх, на которые в
качестве
полноправных
участников приглашаются боги.
На церемонии
сватовства,
предваряющей
свадьбу, можно
увидеть сватов с повязанными
свадебными
полотенцами,
украшенными
вышивкой и очень
напоминающими рушники!
Калаши, как все
дардские народы,
обитают в
непосредственной
близости от величайшей вершины
мира, называемой
альпинистами К2, а
местным населением -
Чогори.
Расположена она в Кашмире, на севере
Пакистана, у границы
с Китаем и похожа на
гигантскую
заснеженную
пирамиду. Вторая в мире после Эвереста.
Её высота - 8611
метров над уровнем
моря.
Есть основания
полагать, что именно Чогори фигурирует в
индуистских Ведах
как священная гора
Меру, а в главной
книге зороастризма
Авесте — как Великая Хара. Согласно
древним арийским
воззрениям, вокруг
этой горы вращаются
Солнце, Луна, звёзды
и планеты. Быть может, древние
арии или их потомки
— европеоидные
кочевники-скифы —
из-за религиозных
воззрений забрались так высоко в горы и
выбрали себе в
качестве
местожительства эти
высокогорные края?
Согласно Ведам, на горе Меру обитают
великие боги. А жить
у подножия обители
богов - не
величайшая ли честь?
Александр Белов, палеоантрополог
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев