СЛАВЯНСКОЙ ОДЕЖДЫ Ромб, как и ярга,
относится к
древнейшим знакам
человеческой
культуры, известен со
времен палеолита. Имеет много значений,
например - обозначает
круг года, землю,
плодородие, женское
начало; священное
изображение женщины, как знак
плодовитости,
продолжение жизни. В
книге П.И. Кутенкова
«Ярга-свастика – знак
русской народной культуры» дается
значение ромба в
системе женских сряд.
Ромб в зависимости от
его расположения в
узоре, выступает знаком места
пребывания Души. Ромб на одежде
славян В продолжение
детородного времени
женщина носила
рубахи, в узорах
которых на значимых
местах размещались ромбы с продленными
сторонами. С момента окончания
детородного времени
и до своей старости
женщина
последовательно
носила 4 подтипа сряд, на основных одеждах
которых – рубахах и
запонках, через
изменения ромба
показана
неумолимость перехода человека из
этого мира на тот свет.
Этот временной
период подготовки к
уходу в иной мир
длился до нескольких десятков лет. Ход
времени отражался
посредством
изменения
узорирования косых
поликов туникообразных
рубах, а также на
запонах. (Косым
поликом в женской
рубахе называлась
трапециевидная вставка в стан, спереди
и сзади смотревшаяся
как треугольная
вставка – косой палик)
. В первом подтипе
последетородной
рубахи швы полика
украшены кумачовой
лентой и вышивкой из
ромбов с продленными
сторонами,
называемыми –
ряпьём. На рубахах
второго подтипа,
надеваемой через 6-8 лет, швы узорированы
только ряпьём. Еще
через несколько лет
надевается третий
подтип, на швах
поликов которого носится узор из
полуромбов, вышитый
только одним черным
цветом, называемый -
в полряпья одним
чёрным. И старухи в 75-80 лет надевают
четвёртый подтип
сряды, все одежды
которого белого цвета,
а на швах поликов
рубах отсутствуют какие-либо знаки. В приведенном
порядке ношения
одежд отчётливо и
однозначно народная
исконь посредством
изменения ромба выразила мысль о
временности
человеческого тела и
пребывания в нём
души. Через систему
знаков отражено последовательное,
постепенное
приближение
человека к смерти –
уход в мир предков.
Ромб с определенными сторонами в одеждах
данного типа,
состоящего из четырех
подтипов, выступает
знаком «дома» души,
символом её земного бытия. Заканчивается
земная жизнь –
исчезает ромб. Традиция не знает
жёстких временных
рамок ношения того
или иного подтипа
сряд. Каждая пожилая
баба сама определяет временные рамки
ношения того или
иного подтипа одежд в
последетородное
время. Одновременно
с изменением знакового образа
рубах и запонов идёт
изменение знаково-
символического ряда в
понёвном солнечном
календаре жизни. Течение
последетородного
времени ведёт к
уменьшению числа
квадратов на одном
полотне поневы от восьми до шести.
Изменение числа
квадратов в понёвном
календаре жизни
показывало
уменьшение возможностей
женщины по
продолжению рода,
приближение её к
переходу в мир иной. Установленная
последовательность
изменения ромба
позволяет толковать
его как знак земной
жизни и дома души. Удивительно, но
человек сам
определяет время
жизни в этом мире,
отражая срок
окончании своего пребывания на Земле
посредством
знакового образа
одежд. Ромб на сряде
печального времени В этом типе сряд в
продолжение трёх лет
также носятся 4
подтипа сряд, белых
кручинных одежд. Первые 40 дней
кручины надевают
только белые одежды.
На поликах рубахи
отсутствуют какие-
либо знаки. Через 40 дней, после проводов
души, надевается
второй подтип белых
кручинных одежд. На
швах поликов рубахи
появляется полуряпей (полуромб) с
продленными
сторонами, вышитый
только чёрным цветом
(традиция знает и
другие цвета – синий). Этот подтип носится
около года, после чего
сменяется третьим
подтипом, где швы
косых поликов
вышиты в полряпья чёрным с красным, т.е.
чередование чёрных и
красных полуромбов.
В третий год печали
близкие родичи
надевают сряду, в которой швы поликов
рубахи, а также
запястья рукавов и
подол запона вышиты
ромбом с
продлёнными сторонами – ряпьём.
На третью годовщину
после проведения
последних частных
поминок кручинная
одежда сменяется на детородную,
праздничную.
Закончена печаль –
забота, «гребта» о
душе, ушедшей в
«мир» родителей, к Богу. В солнечном
поневном календаре
жизни в таком случае
увеличивается
количество квадратов-
глаз с шести до восьми. В таком
последовательном
изменении узора –
постепенном
появлении ромба с
продленными сторонами – выражена
идея, основанная на
древних знаниях -
оказание помощи
родичами, душе
умершего в обустройстве на том
свете, рождения-
возрождения её в
ином мире. Это
понимание находит
созвучие в живом русском языке. В нём
слова «печаль и
кручина» понимаются
как – заботиться
усердно, ревностно
заступаться, покровительствовать,
печься, брать на
попечение и т.д. (Даль
В.И.). Исходя из народного
мировоззрения, можно
предположить, что с
каждым месяцем дух
становится «взрослее»
и всё меньше ему надо энергетической
помощи со стороны
душ родичей,
оставшихся на земле.
Окончание кручины
означает, что дух обрел свой «дом» в
ином мире. Во время ношения 4-х
подтипов сряд
последетородных и 4-
х подтипов сряд
печальных - ромб с
продленными сторонами выступает
знаком,
обозначающим место
пребывания души. В
одном случае таким
местом является человек, «этот свет», в
другом – «мир иной»,
тот свет. Оба места
пребывания души в
народном
мировоззрении относятся к божьему
творению, миру,
божьему дому.
Квадрат и ромб с
продленными
сторонами знаменуют божественное течение
жизни, т.е. течение
жизни по законам
Бога, осененное
особым священным
знаком. *** До сих пор ярко
сверкают,
переливаются
радужными красками
узоры, выполненные
на одеждах, скатертях, полотенцах
безвестными
мастерицами прошлых
веков. Эти символические
изображения должны
были, по мнению
наших прадедов,
принести своим
владельцам удачу и благополучие, спасти
«от глада и мора»,
отвратить воздействие
злых сил, защитить
ратника от ран на поле
брани, способствовать продолжению рода. Вплоть до середины
XIX столетия «украсы»
не изменяли, дабы не
нарушить и не
исказить древний
священный смысл, передавали из
поколения в
поколение, тщательно
соблюдая «каноны».
Орнаменты сродни
древним письменам и подобно им способны
многое поведать о
миросозерцании
человека тех далёких
эпох. Долгое время люди
помнили о назначении
орнаментов. Ещё в
20-30-х годах XX века
жительницы
некоторых северных русских деревень
демонстрировали свои
знания смысла
изображаемого
узорочья перед
старейшей мастерицей села на особых
«считках»: молодые
девушки приносили на
посиделки готовые
работы и
рассказывали о них перед «всем миром». Кое-где в глубинке
ещё можно услышать
древние названия
узоров: «водяник»,
«Перун», хотя
объяснить их смысл мастера чаще всего не
в состоянии. И, тем не менее,
древние узоры живут.
Живут и радуют своей
красотой. Живут
иногда вопреки
убеждениям общества или отдельных его
групп, вопреки
установкам того или
иного государственног
о режима.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев