Бубен – это янский
инструмент шамана,
служит для
коллективных
медитаций.
Варган – иньский
инструмент шамана, он
служит для выхода в
измененные состояние
сознания того человека,
кто на нем играет, и в
меньшей степени его
аудитории.
Когда мы играем на
варгане, рождаются
мощные вибрации. Во
рту возникает, если
говорить о физике
явления, стоячая
звуковая волна. И
можно подобрать такое
звучание инструмента,
которое будет вступать
в резонанс с основными
ритмами вибраций
человека. Это
достигается как
особенностями
изготовления
инструмента, так и
особенностями игры на
нём. В биологии
известны так
называемые альфа- ,
бета-, гамма- ритмы,
свойственные
головному мозгу
человека. Звуковая
волна, входя в резонанс
с этими ритмами,
вызывает измененные
состояния сознания. Мир
магически
преображается, и мы
начинаем видеть,
чувствовать, ощущать
то, что не замечали до
этого. Этот любопытный
эффект испытывает
любой человек,
начинающий играть на
варгане. Он проявляется
быстро и мощно.
Шаманские
энергетические техники
и практики
основываются на том,
что кости черепа служат
естественным
резонатором, а звук
может распространяется
в нашем теле по самым
разным траекториям.
Игра на варгане очень
похожа на пение
мантры. Происходит
мощная взаимная
инициация человека и
всей вселенной, всего
окружающего мира. И в
человеке пробуждается
сила и знания.
Музыка варгана не
оставляет
равнодушными и
животных. Как
рассказывает Ногон
Шумаров, играющий на
варгане с конца 1970-х
гг., если при дойке
коровы женщина играет
на варгане, удой молока
увеличивается в разы.
Для этого существует
чисто женский прием
игры языком, когда руки
остаются свободны.
Камлат (бубен) является
средством путешествия
в другие миры, а также
используется для
управления духами-
помошниками, или песни
духа (икорос - Южная
Америка) которые
необходимы для
контакта с духами (или
те же пейотные песни).
В североазиатском
шаманизме бубен -
ключевой предмет.
Бубен - это и модель
вселенной (на него часто
наносят рисунки-схемы
строения мира, с
Мировым Древом,
верхним и нижним
миром), и лодка, конь
шамана в его
путешествиях, сосуд для
его духов-помошников
(ударами в бубен шаман
зовет их, ударами же
помещает в бубен на
время камлания), также
это и его оружие в
борьбе со злыми духами
(на бубен часто вешают
небольшие
изображения стрел и
лука, сам камлат может
символизировать лук).
Самым эффективным
способом входа в
состояние транса
являются ритмичные
удары в шаманский
бубен. Научными
исследованиями было
установлено, что
повторяющиеся ритмы с
определенной частотой
ударов могут вызвать
гипнотическое
состояние, аналогичное
шаманскому трансу.
Ритм ударов в бубен
должен быть не
постоянным, как у
метронома, а
плавающим: частота
ударов должна
медленно уменьшаться и
увеличиваться, сами
удары должны быть то
громче, то тише, в
зависимости от
состояния сознания
шамана в данный
момент. Бубны у
монгольских и
сибирских племен
обычно имеют довольно
большой диаметр и
обладают глубоким
резонирующим звуком,
вибрации которого
проходят сквозь тело.
Часто бубен держится
рядом с лицом или над
головой, так что его
вибрации резонируют в
голове и верхней части
тела с большой силой.
Если говорить научным
языком, звук бубна
определенно
настраивает мозг на
тета-волны (признак
изменения
функционального
состояния мозга) или
даже дельта (самые
медленные волны
мозговой активности).
Энергетическое
воздействие варгана на
человекаВарган имеет
необычное, бархатное
«металлическое»
звучание, приятное уху,
успокаивающее и
настраивающее на
размышления. В
древности считалось, что
игра на варгане
проясняет сознание,
укрепляет жизненную
силу человека,
гармонизирует функции
всех органов; это
подтверждают и
cовременные ученые.
Варган позволяет
извлекать
невообразимое
множество красивых
звуков и обертонов, а в
сочетании, например, с
горловым пением (в
России традиционно
популярным на Алтае)
потенциал инструмента
просто-напросто
перестает укладываться
в какие-либо рамки.
Причем тембр и
диапазон, все оттенки
звука зависят от
каждого конкретного
инструмента и, кроме
того, – от конкретного
исполнителя. В руках у
разных людей варган
всегда звучит по-
разному. Мастерская
игра на варгане
завораживает, уводит от
окружающей
реальности, заставляет
проникнуться песней
варгана.
При извлечении звука
колеблющийся язычок
варгана рождает
вибрации, которые
передаются и человеку,
изменяя и дополняя тем
самым восприятие
музыки. Можно
подобрать такое
звучание инструмента,
которое будет вступать
в резонанс с основными
ритмами вибраций
человека. Звуковая
волна, входя в резонанс
с альфа-, бета-, гамма-
ритмами, свойственными
головному мозгу,
вызывает измененные
состояния сознания.
Возникает ощущение,
'что крыша куда-то
поехала'. С помощью
этих вибраций очень
легко выйти в состояние
контролируемого
транса. Именно эту
особенность варгана
использовали ранее и
используют в наши дни
в шаманских
медитативно-трансовых
практиках.
На Севере издревле
почитались три
священные
составляющие: олень,
огонь и бубен; варган
считался „женским“
аналогом бубна („ванны-
яяй“ - „зубной бубен“). В
представлении древних
шаманов существуют
миры, в которые шаман
может путешествовать,
входя в измененные
состояния сознания,
транс. Предпринимая эти
путешествия (в
"верхний мир" - за
информацией, в "нижний
мир" - за силой и в
"средние миры" - для
активных действий,
преобразующих
реальность), шаманы
использовали различные
техники, в том числе
практиковали игру на
музыкальных
инструментах. Варган
был неотъемлемым
участником шаманских
камланий наравне с
бубном, а иногда даже
заменял его. Бубен
(инструмент "ян")
открывал шаману путь в
иные миры, варган же
(инструмент "инь")
оберегал его —
призывал духов-
защитников, служил
средством общения с
ними.
Варган, прежде всего,
служит для выхода в
измененные состояния
сознания того человека,
кто на нем играет, и в
гораздо меньшей
степени его аудитории.
Этот инструмент служит
для самовыражения,
импровизации, для
взаимодействия с
окружающим миром,
действительностью.
Существует мнение, что
варган каким-то
чудесным образом
преобразует и меняет
жизнь любого человека.
Варган притягивает к
себе интересных людей,
фантастические
обстоятельства и
ситуации. Попробуйте
поиграть на варгане на
восходе у реки, или в
степи, или ночью у
озера, и вы обязательно
почувствуете что-то
новое.
Кроме того, для того,
чтобы игра на варгане
приносила
удовольствие, просто
необходимо "срастись" с
инструментом
энергетически:
постоянно носить с
собой, не давать другим
людям, - это поможет
тоньше
взаимодействовать с
ним. К примеру, если у
вас не получается играть
на варгане, попробуйте
какое-то время просто
поносить его с собой в
кармане или прикрепить
на шее - говорят, что
уже через сутки
инструмент заиграет сам
как бы без всяких
видимых усилий с вашей
стороны.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев