Традиции, обычаи и Зимняя сказка в 24 картинах,
художник Сажаевъ Михаил Петрович.
Славянское народное название рождественского сочельника – Свят-вечер, он также был очень популярен у наших предков и отмечался очень торжественно. В родительский дом на него собиралась вся многочисленная семья, хозяйка же прибиралась в доме и готовила праздничное угощение. На стол накрывали новую белую скатерть, а под неё подкладывалось немного сена. Рождественский стол требовал особого украшения. На него ставили большую свечу, которая в переплетении с христианской верой позднее стала обозначать Вифлеемскую звезду.
Также у славян был дидух – сноп сена в горшке, который вносили в дом и ставили на стол в качестве главного украшения. Готовили дидух ещё летом – сжинали немного ржаных или пшеничных колосьев и сохраняли их необмолоченными до зимы. В других местностях было принято отделять дидух от последнего необмолоченного снопа хлеба.
Традиции в сочельник перед Рождеством касались и определенных правил проведения ужина. В сочельник за столом необходимо было проявлять спокойствие и сдержанность, а до его окончания нельзя было даже вставать из-за стола. Домочадцы не могли оставить без внимания ни одного выставленного на столе угощения – каждый хоть по ложке, но должен был попробовать всего.
Хорошей приметой было, если за столом оказывалось чётное число едоков, а в противном случае хозяйка ставила ещё один прибор для усопшей родни.
В процессе непринуждённого разговора во время трапезы полагалось касаться только добрых поступков. Хотя сочельник и был семейным праздником, но правильным считалось приглашение к столу одинокого соседа или знакомого, даже если он исповедовал иную веру.
Иногда гость мог и вовсе оказаться случайным человеком или нищим, поскольку поверье гласило, что в этот вечер в образе попрошайки в дом может заглянуть сам Бог.
Хозяин во время трапезы поздравлял даже домашних животных, а за порог выставляли миску с угощением для бездомной животинки.
Главное кушанье в сочельник – это сочиво (позднее кутья), которую готовили изначально из варёных зёрен пшеницы или ячменя, куда добавлялся мёд. Позднее появился вариант кутьи с рисом.
Дальнейшая перемена блюд также подчинялась строгим правилам. Вначале были закуски, после которых подавался суп (грибной, борщ или уха) с пирожками, лепёшками или ушками, называемыми также сочнями. В конце уже шли сладости – медовики, рулеты с маком, кисель с пирогами и прочее. Также к сочельнику хозяйки старались обязательно сделать сладких пряников.
Лакомым блюдом был и узвар, который сейчас превратился в компот из сухофруктов. В него шли яблоки, вишня, сливы, груши, изюм и другие доступные фрукты. Во время трапезы все блюда принято было запивать этим самым узваром.
В сочельник принято было надевать самую новую одежду. Если же на обновки не хватало средств, то достаточно было облачиться во всё чистое. В этой традиции прослеживалось стремление очищения от старых грехов и стремление к обновлению.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 6
Сажаевъ Михаил Петрович
Екатеринбург
Родился в 1948 году в д. Глухово Богдановичского района Свердловской области. Талантливый художник-самоучка, сумевший в достаточно короткий срок завоевать себе громкое имя среди коллекционеров и любителей искусства. Он обладает поистине универсальным талантом – работает как график, живописец, скульптор, художник-прикладник, литератор. Лауреат многочисленных художественных премий. За 30 лет работы по разным подсчетам им создано от 4 до 6 тысяч произведений (живопись, графика, скульптура, фарфор, коллаж, тексты и др.), находящихся в 28 странах мира. Основной фонд – в городах России, Европы и США. Участник более 70 выставок. Член Союза художников России.
Авторский стиль М. Сажаева можно определить как «мистический реализм». В работах художника – особый сказочный мир. Его живопись подкупает фантастичностью и занимательностью сюжетов, в которых повествовательно
...ЕщёСажаевъ Михаил Петрович
Екатеринбург
Родился в 1948 году в д. Глухово Богдановичского района Свердловской области. Талантливый художник-самоучка, сумевший в достаточно короткий срок завоевать себе громкое имя среди коллекционеров и любителей искусства. Он обладает поистине универсальным талантом – работает как график, живописец, скульптор, художник-прикладник, литератор. Лауреат многочисленных художественных премий. За 30 лет работы по разным подсчетам им создано от 4 до 6 тысяч произведений (живопись, графика, скульптура, фарфор, коллаж, тексты и др.), находящихся в 28 странах мира. Основной фонд – в городах России, Европы и США. Участник более 70 выставок. Член Союза художников России.
Авторский стиль М. Сажаева можно определить как «мистический реализм». В работах художника – особый сказочный мир. Его живопись подкупает фантастичностью и занимательностью сюжетов, в которых повествовательность, сюжетный подтекст, всегда соседствуют с подчёркнутой эмоциональной насыщенностью произведений. Работы М. Сажаева – с «плюсовой» энергетикой, мягкие и тёплые, мягко улыбчивые. В них - герои рождественских сказок и детских снов, тихие российские пейзажи, игрушечные домики и машины под снежными перинками. Нет нарочитой лубочности, но есть ненавязчивая игра в народность. Если это и наивное искусство, то наив многозначный.