О массовом геноциде евреев в фашисткой Германии постоянно трезвонят все СМИ, но почему-то они молчат об испанских событиях. Однако мало кто знает, что одним из государств, правители которого попытались полностью избавиться от иудеев, является средневековая Испания. К тому времени испанские евреи успели полностью образовывать государство в государстве - как всегда. И своим прямым бунтом в Арагоне, где все еврейские фамилии, и все имеющие хоть какую-то часть еврейской крови скинулись деньгами, чтобы убить инквизитора Педро де Арбуэса , т.е. прямо дали понять королевскому дому, что их власть им не указ.
Изгнание евреев из Испании указом правящей королевской четы Фернанда II Арагонского и Изабеллы Католической, принятым в 1492 году в Альгамбре, (также известным как Гранадский эдикт или Эдикт об изгнании). Эдикт предписывал всем иудеям Испании в трёхмесячный срок креститься или покинуть пределы страны, оставшиеся после этого срока объявлялись вне закона. Евреи бежали либо в Португалию (где через 30 лет история повторилась), оттуда — на север Европы, либо в Италию, Оттоманскую империю, страны Северной Африки.
Для евреев изгнание стало чудовищной национальной катастрофой.
А с чего все это началось ?
Если прогуляться по живописным улицам испанского городка Ла Гуардия и дойти до площади, на которой стоит статуя мальчика, можно остановить прохожих и задать им вопрос: верят ли они, что история о святом мальчике из Ла Гуардии произошла на самом деле? Некоторые ответят, что твердо верят в правдивость этой истории, а некоторые – что вполне допускают, что она произошла.
Еврей Бенито Гарсия из местечка Ла Гуардия был вынужден насильственно принять христианство приблизительно в 1460 году. Он зарабатывал на жизнь, путешествуя по всей Испании и продавая шерстяную одежду. В конце 1490 года Бенито возвратился домой после длительного отсутствия. По дороге он заглянул в местный трактир. Компания забулдыг, сидевшая в трактире, стала рыться в его мешке, намереваясь ограбить Бенито, и нашла среди его вещей гостию – небольшой хлебец, который используют в католической литургии. Согласно законам того времени, человеку запрещалось иметь в своем распоряжении подобные предметы, и забулдыги донесли на Бенито Гарсия местным властям, получив щедрое денежное вознаграждение.
Гарсия арестовали по обвинению в краже предмета священного культа, и он предстал перед местным судьей Педро де Виллада, известном своими связями с инквизицией. Де Виллада, который мечтал продвинуться по службе и получить должность инквизитора, тут же учуял потенциал, содержавшийся для него в этом деле, и обвинил конверсо («нового христианина»), угодившего к нему в когти, в том, что тот возвратился в иудаизм и украл хлебец, дабы использовать его в особо опасном колдовском обряде, во время которого евреи берут сердце христианина и произносят над ним заклинание, призванное наслать на всех христиан безумие и смерть.
Гарсия отказался признать свою вину и был приговорен к 200 ударам и особо изощренной пытке: его привязали к стулу десятками тонких струн, впивавшихся в его плоть. Гарсия не выдержал ужасной боли, которую причиняла ему пытка, и признался, что все годы был добрым христианином, но в последние пять лет стал тайно соблюдать заповеди иудаизма. Де Виллада потребовал от него выдать сообщников, и Гарсия назвал имена семерых товарищей, пятеро из которых были «новыми христианами» из Ла Гуардии: Хуан де Окния и четверо членов одной семьи – Алонсо, Хуан и Лопе Франко и их отец Гарсия. Вместе с ними были арестованы и двое евреев: Йосеф Франко из Темблеке и Моше ибн Нахмиас из Саморы. Всех восьмерых перевезли в город Сеговию, где они ожидали начала судебного процесса.
Во время пребывания в тюрьме Йосеф Франко, который чувствовал, что конец его близок, попросил исповедоваться перед раввином. Его просьба была исполнена, но вместо раввина к нему подослали переодетого монаха, чтобы тот разговорил его и добыл новые сведения. Уловка принесла плоды: переодетый монах засвидетельствовал, что во время исповеди Йосеф признался, используя тайные заклинания на иврите, в ритуальном убийстве христианского ребенка.
Так инквизиторы добились нужного признания, и в августе 1491 года был подписан приказ об аресте всех восьмерых. Они обвинялись в колдовстве и измене католической вере. В обвинении значилось, что они похитили гостию, чтобы надругаться над ней, как и над сердцем убитого ребенка, в Страстную пятницу – день, когда был распят Христос. Там также говорилось, что обвиняемые намеревались наслать на всех христиан бешенство во время еврейской Пасхи, дабы учение Моисея сохранилось на земле, а христианское учение было уничтожено. Злоумышленники также собирались – как утверждали инквизиторы – завладеть всем христианским имуществом и искоренить христианскую веру.
Кроме показаний, данных Бенито Гарсия и Йосефом Франко, обвинение основывалось и на ранних антиеврейских трудах, таких как сочинение испанского теолога Альфонсо де Эспина «Цитадель веры», в котором целая большая глава посвящена ритуальному убийству, что практиковалось у евреев Англии и Франции.
Спустя четыре месяца после суда Франко было разрешено ответить на обвинения. Согласно «признанию», некий врач-еврей рассказал ему, что попросил Бенито Гарсия добыть немного священного хлеба для еврейского магического обряда. Гарсия согласился, похитил ключи от церкви в Ла Гуардии, украл оттуда хлебец и передал его врачу. Похитив хлеб, Гарсия встретился со своими сообщниками в пещере неподалеку от Ла Гуардии, и там они строили планы, как добыть сердце христианина. Спустя некоторое время Алонсо Франко, один из обвиняемых, принес нужное сердце. Злоумышленники вновь встретились в пещере и устроили там сеанс черной магии, во время которого заколдовали глав инквизиции, чтобы те не могли приговорить их к заслуженному наказанию. Во втором «признании» Франко описал убийство ребенка.
Он рассказал, что тот был доставлен в пещеру и распят, в то время как все присутствующие проклинали его и Иисуса. Свидетели утверждали, что это был Хуан, сын Алонсо де Пасмонтеса и Хуаны де ла Гиндера. Следствию удалось добыть искомые сведения из «признаний» Хуана де Окния и Бенито Гарсия о распятии ребенка. Инквизиция устроила все обвиняемым очную ставку, чтобы добиться от них общего признания, которое было направлено в суд Саламанки. Тамошние инквизиторы признали виновным во всем Йосефа Франко. Все восьмеро обвиняемых были признаны виновными и преданы сожжению.
В событиях в Ла Гуардии речь идет о культе, который сосредоточен не вокруг крови жертвы, как во многих других случаях, а вокруг ее сердца. В других случаях, как правило, говорилось, что евреям нужна христианская кровь для выпечки мацы…
Происшествие в Ла Гуардии оказали решающее влияние на социальные процессы в Испании. Отношение к «новым христианам» и евреям изменилось в резко отрицательную сторону и достигло крайней ненависти. Все это дает нам возможность представить, какова была социальная и религиозная атмосфера в Испании за несколько месяцев до того, как король Фердинанд и королева Изабелла издали эдикт об изгнании евреев.
События в Ла Гуардии позволили инквизиции потребовать изгнания евреев из Испанского королевства.
Слух об этом преступлении быстро распространялся по всему королевству. История о святом ребенке, замученном евреями, послужила связующим звеном между целями инквизиции и чаяниями христиан Испании и их правителей. Она послужила поводом для изгнания евреев из королевства. Но не только она.
Формально эдикт касался всех последователей иудаизма, независимо от этнической принадлежности. Смысл указа состоял в лишении иудаистов защиты законом, т.е. делал их беззащитными от преступных посягательств и лишал права на законный суд.
Предпосылкой изгнания стали мощные антисемитские настроения в Испании XV века, в основе которых лежал социальный конфликт между преимущественно крестьянским коренным населением и немногочисленной еврейской общиной, активно занимающейся торговлей и ростовщичеством, а так же проникшей во многие сферы административного управления, в том числе финансового. Ростовщичество было запрещено для христиан, как грех, но широко использовалось иудеями и к концу века привело к тяжелому социальному конфликту.
Несмотря на преследование, еврейская община оставалась сильной (и прежде всего в Кастилии), во-первых, благодаря своим богатствам, нажитым или путём крупных коммерческих операций (банки, крупные ссуды и т. д.), и, во-вторых, вследствие участия в органах управления и особенно в органах финансового ведомства.
Фердинанд и Изабелла отвергали требование главы католической инквизиции Торквемады об изгнании евреев вплоть до января 1492 г., когда испанская армия разбила мусульманские войска в Гранаде, вернув тем самым под власть христиан всю Испанию.
Закончив свою главную задачу — объединение страны, — король и королева решили, что теперь можно и изгнать евреев. 30 марта , сразу же после окончания реконкисты короли обнародовали указ об изгнании всех евреев из обоих королевств — Кастилии и Арагона , который вступал в силу через четыре месяца. Этот короткий срок был очень выгоден всем испанцам, так как евреи были вынуждены продавать свое имущество по фантастически низким ценам. На протяжении этих лихорадочных месяцев доминиканские патеры активно уговаривали евреев перейти в христианство и таким образом получить спасение как в этом мире, так и в ином.
Иудеям был дан срок до конца июля, причём им запрещено было не только возвращаться в Испанию, но даже проезжать через испанские земли под страхом смерти и конфискации всего имущества. До истечения этого срока евреи оставались под «защитой и покровительством короля», чтобы они могли «безопасно проходить и продавать и менять и отчуждать всё своё имущество, движимое и недвижимое, и распоряжаться им свободно».
Ясно, что потери изгнанников были огромны. Но многие из них старались обойти закон, прибегая к денежным переводам за границу, используя свои связи с еврейскими банкирами и купцами различных стран. 14 мая, по просьбе самих изгнанников, опасавшихся насилий, была дана королевская грамота с новыми гарантиями и обнародовано распоряжение о порядке продажи и обмена имущества евреев. До 31 июля всех евреев выселить не удалось, и окончательный срок был продлён до 2 августа.
Ни сам эдикт, ни иные законы тогдашней Испании не предусматривали ни смерти, ни какого иного наказания за отказ от крещения не предусматривали. Но т.к. эдикт делал иудеев беззащитными от посягательств на их жизнь и имущество, те, кто не захотел уехать крестились, хотя часть из них тайно продолжала исповедовать иудаизм. С точки зрения тогдашнего права, такие люди были религиозными клятвопреступниками и подлежали суду Инквизиции, который как правило, карал за это сожжением на костре.
Попытки иудеев обманом сохранить свою традиционную веру, притворяясь крещенными христианами легко раскрывались, т.к. соблюдение иудаистских обрядов требовало некоторых очевидных атрибутов — хранения в доме торы и отказа работать (и вообще что либо делать) в субботу. Благодаря этим знакам Инквизиция успешно выявляла и наказывала клятвопреступников.
Точное число изгнанников, лишенных имущества и вынужденных покинуть страну, в которой их предки жили более 1500 лет, не может быть установлено и оценивается разными историками от 50 тысяч до 150 тысяч и более. Тем не менее, число избравших крещение было велико — до 50 тысяч.
Согласно генетическим исследованиям Лидского университета проведенным в 2008 году, 20 % современного населения Испании имеет еврейские корни по мужской линии (и 11 % имеют арабские и берберские корни).
Евреи Испании искали приют в Португалии, Северной Африке, Италии и Турции. Совершенно понятно, что большая часть изгнанников искала убежище в странах, граничащих с Испанией. В частности, евреи Кастилии отправились в сторону Португалии, король которой согласился дать им временный приют при условии повышенной оплаты права вхождения в страну. Десятки тысяч других евреев достигли берегов Северной Африки. Небольшое число укрылось в Италии, во французской Наварре, в венецианском графстве или в провинциях Оттоманской империи.
Однако это не означало, что настал конец их волнениям. Если, к примеру, король Марокко открыл для них ворота своего королевства, его подданные отнюдь не были приветливы к этим евреям.
Большинство же богатых евреев ушли в Голландию,. А во времена Оливера Кромвеля перебрались в Англию.
Некоторые евреи, искали убежище в Неаполе, но прошло немного времени, и они тоже были изгнаны оттуда.
Однако худшее ожидало изгнанников, думавших, что нашли приют и покой в Португалии. Король этой страны, который в конце 1496 года женился на инфанте Испании, уступил давлению принцессы и решил также изгнать евреев из своего королевства. Желая однако удержать евреев, приносивших немалую пользу экономике Португалии, он воспользовался хитростью, чтобы насильно обратить их в христианство. Когда отказавшиеся от добровольного крещения тысячи евреев собрались в Лиссабоне, чтобы сесть на корабли, отправляющиеся за границу, монахи окропили их святой водой, тем самым насильно окрестив их. Теперь объявленные христианами евреи не могли покинуть страну. Однако со временем многим удалось бежать.
Самыми удачливыми из изгоняемых евреев оказались те, кто бежал в Турцию. Султан Баязет принял их тепло.
Испанские евреи, осевшие в Турции, Северной Африке, Италии и в других местах Европы и арабского мира, получили наименование се-фарды — (Сфарад — еврейское название Испании). После своего изгнания сефарды приняли негласное решение никогда больше не возвращаться в Испанию. Именно потому, что их пребывание там было столь счастливым, евреи расценили изгнание как страшное предательство и с особой горечью вспоминали о нем.
Древний миф еще живет
События Ла Гуардии послужили своего рода катарсисом для христианского общества Испании. Они «доказали» существование заговора, который так мечтала раскрыть инквизиция; тайного еврейского вредоносного культа, призванного нанести ущерб христианам. Происшествие в Ла Гуардии опутали многочисленные мифы и легенды, и безымянное дитя из Ла Гуардии превратилось в святого мученика и персонажа многочисленных сказаний.
Там, где по преданию находилась пещера, в которой был распят святой мученик, через несколько лет была возведена церковь. На ее стенах нарисованы фрески, изображающие сцены из жизни святого дитяти.
Подобную фреску можно увидеть на одной из стен роскошного кафедрального собора в Толедо. На ней изображен изображен бородатый человек в колпаке и с дьявольской усмешкой на устах, держащий за руку маленького мальчика с нежным личиком, глаза которого вознесены к небесам. Вероятно, постоянные посетители собора знают, о ком идет речь, – этот тот мальчик, которого похитили коварные евреи со ступеней этого самого собора 520 лет назад.
©Дутов Андрей
ДРУЗЬЯ ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на канал "СКАЗАНИЯ о РОССИИ" каждый день выкладываю статьи, которые Вы нигде больше не прочитаете. ссылка https://ok.ru/skazi
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 5
Так повествует история.