Котеки папуасского среднего класса.
Снова внимание, сейчас снова будет то, что важно понять.
Котека не надёжнее бицепсов. Котека бицепсов удобнее. А люди исключительно падки на удобства. Именно поэтому, для удобства, люди придумали жилища, очаг, лук со стрелами, туалетную бумагу и остальную цивилизацию.
Символы тоже удобнее реальности, именно поэтому мы их и предпочитаем. (Например, красивые вдохновляющие исторические мифы предпочитаем занудной и разочаровывающей «исторической правде»).
Однако – вот загвоздка! Система символов стала усложняться. Символы стали обрастать символами, образовывать гигантские запутанные фракталы: мораль, художественная культура, – и то, что когда-то было удобным, стало ужасно сложным (а следовательно – неудобным).
Достигая предела сложности цивилизации рушились, некоторые – навсегда. «Западная цивилизация» (возможно) достигла очередного предела своей сложности в XIX–XX столетии. Неслучайно сейчас она активно пытается упрощаться. Вместо культуры – «массовая культура», вместо морали и нравственности – мечты о «социальном рейтинге», вместо права – система «команда – исполнение» на базе цифровизации (потому что ни один юрист в мире не знает даже десятой части существующих законов, их стало слишком много, ими неудобно пользоваться!)
Примерно сто или пятьдесят лет назад мы были предельно сложными. Невыносимо сложными! Мы считали, например, что социальный статус человека определяется не одним-единственным критерием (владение ресурсом), а целой суммой его качеств. Силён он или глуп, добр или богат, жаден или красив? Левый консерватор или правый либерал?
То же самое среди детей и подростков: «А хорошо ли учится? Хорошо? Но этого мало! А как относится к товарищам? Не ябеда, нет? А «Мастера и Маргариту» читал? Нет?! А что читал?»
Представляете, какая сложная система? (И как ею только люди пользовались...) Зато сейчас просто:
– Слышь, у тя айфон какой? Чё гришь? Кто кнопочный? Н-не поэл...
Это не значит, что дорогие вещи вовсе не имеют значения. Ещё как имеют. Скажем, резчик по дереву может мечтать о крутом, хорошем и очень дорогом ноже – таком, который и заточку держит любо-дорого, и самое твёрдое дерево берёт, как масло. Потому что с таким ножом резчик сможет создать ещё больше красивых и полезных людям вещей.
Музыкант может мечтать о классном и (опять-таки!) дорогом музыкальном инструменте. Потому что с таким музыкальным инструментом можно и без того прекрасную музыку сделать ещё прекраснее. И снова не только получить удовольствие самому – но и порадовать своих слушателей.
Спортсмен, который много лет тренировался, пролил литры пота и стал мастером, не может играть простенькой дешёвой клюшкой. Ему нужна самая лучшая, дорогущая! Он ею своей команде победы приносит и миллионы болельщиков радует. А кто с самой лучшей и дорогущей клюшкой пришёл на первое занятие хоккейной секции... Ну, тот дурачок просто... И так во всём.
А теперь, внимание, вопрос.
Для чего твоему «богатому» однокласснику телефон нужен? Кому он им пользу приносит? Кого радует – кроме себя?
Даже не так. Вспомним, что дорогой телефон – это символ. Символ социального статуса, «положения в обществе». И снова зададим вопрос: а для чего ему это положение в обществе? Как он это достигнутое с помощью телефона уважение использует?..
Мы не знаем, ты скажи.
Комментарии 1
Тот, кто внимательно прочел Евангелие, обязательно заметил, как Христос вдребезги разносил фарисейские "предания старцев", подменявшие собою установления Закона Моисеева. Приход Спасителя к богоизбранному народу был, в том числе, обусловлен и этим "моральным тупиком", в который загнали еврейский народ его вожди. Через это они перестали быть служителями Бога, и подпали под власть князя мира сего.