Издавна Россия славилась своими традициями, праздниками, обычаями, обрядами. В этом году мы открываем своим читателям прекрасный ларец народной мудрости. В этой рубрике вы познакомитесь с культурным наследием ярославской стороны.
☀Отхожий промысел
В книге «Наш край» П. А.Критский отмечает, что «издавна водворился в Ярославском краю обычай уходить из дома на постоянные заработки в Петербург, Москву, Ригу и другие города». Число отхожепромышленников составляло 201 тыс. человек— пятую часть всего крестьянского населения губернии, а сто лет назад в отход отправлялось ежегодно около 60 тысяч человек». В период существования крепостного права помещики охотно отпускали своих крестьян на заработки в крупные города: крестьяне-отходники исправно платили денежный оброк, так как дорожили возможностью жить на воле в столице и городах. С падением крепостного права отход не уменьшился, ибо причина отхода — избыток рабочих рук в Ярославской деревне и малоземелье крестьян — в 1861 году не была устранена. Почти каждая деревня имела в разных городах своих родных и знакомых, готовых помочь земляку. Наибольшей притягательной силой для ярославцев обладал Петербург. По данным однодневной переписи С. Петербурга 1900 г., было крестьян (уроженцев Ярославской губернии) 102868, мещан — 13072». Крестьяне, которые не имели в Петербурге родных и знакомых, направлялись с вокзала на Никольский рынок. Никольский рынок именуется «биржей для найма чернорабочих». На этой своеобразной бирже можно было встретить женщин из Ярославской, Костромской губерний, которые приехали в Петербург наниматься для работы на огородах. «В Петербурге все они слывут «капорками». Нанимались «копорки» обыкновенно за 8 рублей в месяц «с баней и стиркой». В обязанности женщин входили посадка культурных растений, прополка, полив огородов. Длина гряд составляла 6-7 саженей и 1,5 сажени ширины. Вскапывали землю специально нанятые «копали» по цене 7-10 копеек с гряды, по 5 коп. — за обделку каждый гряды. Практическая сметка, незаурядные деловые качества ярославских крестьян были востребованы в различных городах Российской империи и, прежде всего в Петербурге. Ярославский крестьянин умел устроиться так, как ему было удобнее: вы не встретите его ни землекопом, ни каменщиком, ни бурлаком, хотя он и живет на Волге, а пошел он приказчиком в лавку, половым или буфетчиком в трактир и на всякую другую должность, требующую не тяжелого труда, а лишь известной смышлености и расторопности; многие из ярославских крестьян обзавелись в столице и собственными заведениями». О наших земляках-ярославцах, упоминает в своей знаменитой книге «Москва и москвичи» В.А.Гиляровский: «Тогда в центре города был только один ресторан «Славянский базар» (80-е гг. XIX в. — авт.), а остальные назывались трактирами, потому что главным посетителем был старый русский купец. И каждый из городских трактиров в районе Ильинки и Никольской отличался своими обычаями, своим каким-нибудь особым блюдом и имел своих постоянных посетителей. И во всех этих трактирах присутствовали половые — ярославцы, в белых рубахах из дорогого голландского полотна. «Половые», «шестерки» их прозвания. —Почему «шестерки»? —Потому, что служат тузам, королям и дамам. И всякий валет, даже червонный, им приказывает, — объяснил мне старый половый Федотыч — и, улыбаясь, добавил — Ничего! Козырная шестержа и туза бьет!». Но пока «шестерка» станет козырной, много ей мытарства надо пройти. В старые времена, половыми в трактирах были, главным образом, ярославцы — «Ярославские водохлебы».
Продолжение.... в 30 июля
Источник: http://danilov-krai.wedge.ru/files/item_100-fedotov.pdf Фото из открытых источников.
#ГодКультурногоНаследияНародовРоссииНекоузскаяЦБСитскиеЗнатоки
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев