ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ РЕБЕНКА НА ТО, ЧТО В СЛОВЕ ЕСТЬ ЗВУКИ
Цель данных ниже игр - показать детям, что слова звучат потому, что они состоят из звуков, что звуки в слове разные; учить детей самостоятельно узнавать слова, в которых не хватает одного звука, последнего или первого.
✔ ИГРА "ПОДСКАЖИ ПЕТРУШКЕ ЗВУК"
Наглядный материал: Петрушка; ширма. (Петрушку может заменить любая игрушка, и шарму - обычная книга большого размера)
Петрушка говорит, что сейчас он будет говорить слова, но в некоторых словах будет специально недоговаривать один последний звук. Его должен подсказать ребенок.
Взрослый внимательно следит за тем, чтобы ребенок не произносил все слово, а добавлял только звук. Ребенок должен быстро подсказывать непроизнесенный Петрушкой звук, чтобы слово прозвучало целиком.
Петрушка: На солнышке грелся черноухий котено...
Ребенок: к.
Петрушка: На него смотрел белолапый щено...
Ребенок: к.
Петрушка: Охотники развели в лесу косте...
Ребенок: р.
Петрушка: Ученик держал в руке каранда...
Ребенок: ш.
Петрушка: Малыш попросил маму купить красный ша.;
Ребенок: р.
Петрушка: На лесную полянку выбежал зая...
Ребенок: ц.
Петрушка: В зоопарке жили сло...
Ребенок: н.
Петрушка: бегемо...
Ребенок: т.
Петрушка: крокоди...
Ребенок: л.
Петрушка: По стволу стучал пестрый дяте...
Ребенок: л.
Петрушка: Белочка спрятала орешки в дупл...
Ребенок: о.
Петрушка: По двору бродили пету...
Ребенок: х.
Петрушка: куриц...
Ребенок: а.
Петрушка: утк...
Ребенок: и.
✔ ИГРА "КАКОЕ СЛОВО ЗАДУМАНО?"
Наглядный материал. Предметные картинки, на которых изображены ромашка, ключ, книга, стол, цветок, шкаф (для взрослого); трактор, кровать, огурец, хлеб, змея, утка, скакалка (для детей).
Взрослый показывает картинку с изображением ромашки и говорит: "Это ...омашка". Дети улыбаются и поправляют его: "Ромашка". Он соглашается: "Я же так и говорю - ...омашка". Дети в ответ начинают произносить слово с нарочитым усилением звука р: ррромашка. "Почему у меня получается не так?" - удивляется воспитатель. "Вы не говорите звук р, пропускаете его", - объясняют дети. Взрослый показывает остальные картинки и тоже называет изображенные на них предметы без первого звука (...люч, ...нига, ...тол, ...веток, ...каф), дети поправляют взрослого правильно произносят слова, выделяя голосом пропущенный первый звук. Затем они начинают показывать свои картинки и называть нарисованные на них предметы так же, как и взрослый - без первого звука. Взрослый их поправляет.
Эта же игра может быть проведена иначе: взрослый называет, слова без первого звука, но не показывает картинку: ...ак. Дети отгадывают, какое это слово: рак, мак, бак, лак, - ...ук - лук, жук, Мук, бук, сук.
✔ ИГРА "КАКОЙ ЗВУК ПОТЕРЯЛСЯ?"
Взрослый не спеша читает стихотворный текст. В некоторых словах он специально не проговаривает первый звук. Дети внимательно вслушиваются и отмечают, какие слова произнесены неправильно, выделяют их из текста, произносят правильно, указывая, какой звук был потерян. Например, взрослый говорит: "Подготовлен ...амолет, он отправится в полет". В каком слове не хватает одного звука? Какой это звук? Назовите его". Вызванный ребенок должен ответить, что в слове самолет был пропущен звук с и что со звуком будет так: "Подготовлен самолет, он отправится в полет".
Когда дети научатся легко находить пропущенный звук в одном слове связного текста, взрослый сможет не проговаривать звук уже в двух-трех словах: "Наша Таня ...ромко плачет, ...ронила в речку мячик"; "Наша ...аша маленька, на ней ...убка аленька"; "Зайку ...росила хозяйка, под дожде... остался ...айка". Дети восстанавливают пропущенные звуки.
При проведении упражнения можно использовать двустишия, загадки-добавлялки, несложные стихотворные тексты.
✔ ИГРА "ЧТО ЖЕ ЗДЕСЬ НЕ ТАК?"
Дети получают от Петрушки письмо: "Посылаю вам листок со словами. Догадайтесь, какие слова я задумал. Первое слово - ...орова. Что за слово, подскажите мне, дети? ("Kорова".) Что же прозвучало не так? Чего не хватает в моем слове? ("Звука к, который слышится в самом начале слова".) Продолжаем искать задуманные мной слова: ...рибы, ...уси, ...рыша, ...ерево, ...ар, ...абор. А это какое слово - ...apaй? Молодцы, все слова узнали и произнесли правильно".
Авторы игр А.И. Максаков, Г.А. Тумакова из книги "Учите, играя".
#razvitie_rech
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев