«Химические» знаки, использовавшиеся российскими масонами в начале XIX века
Мифы как самопиар
Масоны сами стремятся поддерживать некоторые мифы о себе, чтобы привлекать новых сторонников, объясняет доктор исторических наук, профессор Университета имени Герцена Юрий Кондаков.
«Хотя организация не преследует ни социальных, ни политических целей. Главное в масонстве — самосовершенствование. Но это требует не только моральных усилий, но и вложения финансовых средств, поэтому в ложах состоят преимущественно состоятельные люди», — объясняет историк.
«Современные масоны говорят: движение дает каждому человеку то, что он сможет в нем найти. Кто-то приходит в ложи, надеясь исправить собственные недостатки, кто-то ради дружеского общения, другие искренне считают, что им помогут сделать карьеру, или верят, что войдут в состав мирового тайного правительства.
А есть и те, для кого важна религиозная, мистическая составляющая. Ведь масонство — это в значительной степени ритуал», — подчеркивает Кондаков.
По словам историка, элементом масонской пропаганды является и утверждение, что многие яркие люди в прошлом состояли в ложах. «В XVIII–XIX веках масонство было модой в среде русской аристократии. Но многие участники движения, вступившие в него в силу стадного чувства, не смогли приобщиться к эзотерической составляющей.
Например, «наше все» Александр Сергеевич Пушкин масоном был, но не дольше года. Он не смог подняться выше первой степени «ученик», — отмечает Кондаков. Поэтому, считает он, в каждом конкретном случае надо разбираться, какое отношение тот или иной человек имел к масонству.
Ведь кто-то становился постоянным участником собраний, а для кого-то это было эпизодическое увлечение, дань моде.
«Тайны» масонов были подробно описаны в романе «Война и мир» Толстого, напоминает историк: «Разоблачающие публикации о скрытой от непосвященных жизни “каменщиков” появляются с XVIII века. Жанр это не новый».
Миф о том, что членство в ложе позволит тайно управлять миром, пришел из прошлого. «В XVIII веке ситуация была другая, это было сословное общество.
Тогда в одной ложе простой человек мог встретиться с людьми из “другого мира”, например с высокопоставленными чиновниками, с коронованной особой.
А это ведь братское сообщество — разговаривать на “ты” с членом правящей фамилии как минимум приятно», — поясняет Кондаков.
Государству и сейчас известно все о масонских ложах, и ранее оно было осведомлено об этих «тайных организациях». «Они всегда старались получить одобрение властей, ранее даже вводили в состав ложи полицейских чинов. А сейчас ложа регистрируется как общественная организация, соответственно, власти прекрасно знают о ее деятельности.
Скрывается только то, что непосредственно относится к ритуалу. Непосвященных могут приглашать на так называемые белые собрания, чтобы те могли познакомиться с масонами», — объясняет Кондаков.
Нет комментариев