К такому столбу приближаешься с опаской: вот-вот упадет! Хотя это «вот-вот» может длиться еще тысячи лет, поскольку у природного изваяния есть своего рода «корень» — подземная часть гранитного массива
Когда же спустя миллионы лет тектонические движения подняли граниты на поверхность, за этот благодатный материал принялась эрозия. Гранит и вправду словно создан для выветривания: у этой породы крупнозернистая структура, и состоит она в основном из кристаллов полевого шпата и кварца, имеющих разные физико-химические характеристики, что позволяет эрозионным процессам легко придавать гранитной массе замысловатую форму.
Если, например, базальты при выветривании разделяются на столбчатые шестигранники или подушкообразные валы, то гранитный массив принимает форму гигантских матрасов. В результате получаются циклопические блоки, часто с прямоугольными очертаниями и закругленными углами, или зализанные конусы.
Во влажном теплом климате, где за разрушение гранитов принимается еще и пышная растительность, получаются как раз конусы, подобные Сахарной голове и соседним горкам, украшающим Рио-де-Жанейро. А там, где хозяйничают морозы, – столбчатые гряды, такие как красноярские «Столбы» или Олхинское плато на Байкале.
Особенно богата столбовидными «изваяниями», которые тут называют «Кигилях» или «Кисилях», Северная Якутия. Название – искаженное якутское киhилээх – означает «где есть люди». Вот и геологи взяли это слово на вооружение, обозначая им скальные, обычно гранитные, столбовидные останцы, образовавшиеся на вершинах гор и водоразделах под действием морозного выветривания. Самые известные Кисиляхи высятся на Верхоянском хребте, недалеко от Батагая и рядом с поселком Усть-Нера в Оймяконском улусе.
История нашего фото-географического открытия, связанного с этими местами, началась лет десять назад, когда мне на глаза попались фотографии одного биолога – Александра Кривошапкина из Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова. Александр сделал снимки прямо через стекло иллюминатора, пролетая над Алазейской тундрой во время авиаучета сундрунской популяции дикого северного оленя.
Впечатление совершенно невероятное: прямо посреди тундры по невысоким каменистым гребням, группами или поодиночке, стояли каменные столбы, в которых можно было угадать все что угодно – и суровых воинов, и согбенных старцев. Это были Сундрунские кекуры. («Кекуры» – тоже термин для обозначения столбовидных скал.) Других фотографий отсюда, с самой северо-восточной окраины кряжа Улахан-Сис, – Суор-Уята («гнездо ворона»), мне не попадалось. Увиденное совершенно лишило меня покоя.
Комментарии 2