В итоге израильтяне решили сделать новый самолёт самостоятельно. Денег в казне на все хотелки традиционно не хватало. Вдобавок, ВВС мечтали закупать хороший, но дорогой как сволочь F-15. При этом министр обороны Эзер Вейцман (бывший лётчик-истребитель) хотел довести число боевых самолётов до 800.
В честь этого решили, что новый самолёт будет как ёжик — сильный, но лёгкий (и дешёвый). Чтобы и самим можно было закупить побольше на остатки денег, и на экспорт железка хорошо расходилась.
Пусть он даст мне миллион! У него много миллионов…
Кое-какой опыт авиастроения в Израиле уже имелся. Раньше там строились «свои» самолёты «Нешер» («Орёл») и «Кфир» («Львёнок»). «Свои» в кавычках, потому что разработка «Орла» началась с кражи Моссадом комплекта чертежей «Миража-5», а «Львёнок» в девичестве был нарисованной по заказу Израиля же модификацией «Миража-3».
Правда, движок всё же пришлось поставить американский, J79 от «Фантома-2», — не потому, что хороший, а просто на его производство имелась лицензия. Увы, сейчас этот номер повторить не удалось — того, что хотели израильтяне от проекта Lavi («Молодой лев»), в мире просто не было.
Имеющегося опыта хватило, чтобы прикинуть — расходы на разработку составят примерно 750 миллионов долларов.
Услышав эту сумму, представитель ВВС побледнел, схватился за кошелёк и сказал, что новый самолёт им, конечно, не помешает, но только если деньги найдутся где-нибудь ещё.
И они таки нашлись…
С конца 60-х годов цифры американской военной помощи Израилю начали ползти вверх, словно вьетнамский бамбук после дождя. В 1974 ежегодная цифра перевалила за миллиард и продолжала расти. Причём, если начинали янки с предоставления займов, то в дальнейшем всё больше вкусных и полезных зелёных денег поступало в Израиль под лозунгом: «Без-воз-мезд-но, то есть даром!»
Однако и в этом большом горшке заокеанского мёда нашлась ложка дёгтя. Часть денег, идущих по линии Foreign Military Sales — FMS, можно было потратить лишь на закупки… в самих США.
И тут очень удачно нарисовалась программа по созданию Lavi, для которого в Израиле не было своего подходящего двигателя, опыта в широком использовании композитов для силовых элементов, цифровой ЭДСУ (электродистанционной системы управления) и много чего ещё. Зато все это имелось или хотя бы проектировалось в США, где — вот совпадение! — в любом случае требовалось с пользой потратить кучу денег.
Нет комментариев