«Битва при Ватерлоо», картина Уильяма Сэдлера
Поэтому ключом к победе стало обучение войск и доведение всех навыков до полного автоматизма.
Зловещая муштра, о которой рассказывают столько ужасных историй, была необходима. Чтобы в бою, когда вокруг всё застилает дым, раздаётся грохот пушек и смерть несётся отовсюду, солдат не впадал в панику, а без раздумий выполнял приказы старших.
Командир, получивший приказ своего генерала, отдавал указания офицерам, и… после этого судьбу сражения решала лишь дисциплина стрелков и их готовность сражаться до конца.
Армии, где воинов плохо учили в мирное время, всегда проигрывали.
Как воевали в XVIII веке
Вот как описывал бой по правилам линейной тактики участник Семилетней войны, русский офицер и писатель Андрей Болотов:
«Оба фронта находились весьма в близком между собою расстоянии и стояли в огне беспрерывном. Наш, во всё время баталии, стоял непоколебимо, и первая шеренга, как села на колени, так и сидела.
Прусский же фронт казалось в беспрестанном находится движении: то приближался он несколько шагов ближе, то опять назад отдавался, однако дрался не с меньшим мужеством и твёрдостию, как и наши, и сие продолжалось так беспрерывно. …<вскоре> — прежняя прусская храбрость обратилась в трусость, и в сем месте, не долго медля, обратились они назад и стали искать спасения в ретираде.
Сие устрашило прочие их войска, а ободрило наши. Они начали уже повсюду мало-помалу колебаться, а у нас начался огонь сильнее прежнего. Одним словом, не прошло четверти часа, как пруссаки во всех местах сперва было порядочно ретироваться начали».
Нет комментариев