Образование в Белоруссии не будет прежним. И дело отнюдь не в том, что белорусские власти осознали необходимость изменения образовательной сферы под современные реалии для народа. Речь идёт о прямом подставлении собственных граждан, которых кидают на амбразуру сиюминутных потребностей бизнеса, причём на деньги самих же налогоплательщиков.
Так, ещё в конце марта глава минобразования республики Игорь Карпенко заявлял, что высшее образование будут менять под запросы экономики. Например, речь идёт о том, чтобы на 10% уменьшить набор абитуриентов на экономические и юридические факультеты, но увеличить набор для подготовки специалистов в IT-сфере. Теперь же стало известно, что модернизацию высшего образования в Белоруссии поддержит Всемирный банк. Как заявил 23 мая в программе «Актуальное интервью» на телеканале «Беларусь 1» глава представительства ВБ в республике Алекс Кремер, по просьбе правительства банк начинает разработку проекта в сфере высшего образования, что должно позволить стране «адаптировать систему университетов под современные стандарты, учебные программы — под нужды работодателей и рынка труда».
Однако одним лишь высшим образованием поддержка ВБ не ограничится. Кремер сказал, что 25 тысяч детей в Белоруссии к 2022 году будут обучаться в современных школах, которые модернизируют в рамках проекта с минобразования.
Наблюдая за процессом либерализации экономики Белоруссии, становится очевидно, что планы по «модернизации образования» — продолжение этого вектора. Собственно, вполне логично. Белорусское образование наверняка устарело, требует реформ (как, впрочем, и другие сферы) и понимания современности. Однако, учитывая курс на «раскрепощение бизнеса» и предоставление ему всевозможных льгот и послаблений, понятно, что под «нуждами работодателей» подразумеваются нужды бизнеса, запросы которого в высшей степени изменчивы, нестабильны. Сегодня белорусскому бизнесу требуются в основном IT-специалисты, а завтра в основном юристы, а послезавтра — низкоквалифицированные рабочие. И белорусское образование будет подстраиваться под эти запросы, по сути, напрямую работая на бизнес, который лишь прикрывается заявлениями о заинтересованности в развитии государства и поддержке граждан? Судя по всему, речь идёт о полной подмене понятий, и пока это весьма оптимистично оценивается белорусскими чиновниками.
В своем выступлении Кремер также заявил, что хотя образование в Белоруссии хорошее, но его надо совершенствовать, и добавил: «Дети должны не просто запоминать какие-то факты, а уметь самостоятельно постигать знания». То есть сейчас белорусские дети способны лишь тупо зубрить факты, а получать знания еще не научились? Это само по себе интересное заявление, которое немало говорит о понимании специфики образования в Белоруссии представителя ВБ, который будет разрабатывать проект в сфере высшего образования.
Между делом представитель банка похвалил Минск за дальновидность в развитии IT-сферы, сказал, что развитие экономики республики тормозят госпредприятия и высокая закредитованность банковского сектора. Но в целом озвучил оптимистичный прогноз развития белорусской экономики, давая таким образом понять, что ВБ по большей части устраивает выбранный Минском курс на либерализацию экономики.
Вместе с этим Кремер заявил, что международная финансовая корпорация IFC, «дочка» ВБ, до 2022 года даст Белоруссии $100−120 млн на развитие частного сектора. Причём еще совсем недавно — в сентябре 2017 года — совет директоров ВБ одобрил предоставление займа для Банка развития Белоруссии в размере $60 млн на реализацию нового проекта «расширения доступа к финансированию микро-, малых и средних предприятий» в республике. Теперь — новый кредит на нужды предпринимателей. Так Всемирный банк планирует вырастить в Белоруссии долю частного бизнеса. Очевидно, для него и потребуется больше работников, проект в сфере высшего образования для которых разработает тоже ВБ.
Минск уговаривает Брюссель
22 мая в Минске состоялись переговоры дипломатов Белоруссии и Евросоюза. В ходе встречи глава МИД республики Владимир Макей в ответ на обвинения министра иностранных дел Литвы Линаса Линкявичюса в том, что Минск зависим, заявил, что Белоруссия — суверенная страна. Потом министр сказал, что Евросоюзу стоит снять с республики санкции, в частности отменить эмбарго на поставки в ЕС спортивного оружия. Дело в том, что 23 февраля Брюссель продлил санкций в отношении официального Минска ещё на год. Само заявление Макея является частью плана по диверсификации внешнеэкономической деятельности страны с целью «ликвидации зависимости от России», о чём ранее говорил и сам белорусский лидер Александр Лукашенко.
Продолжение разговора Макея с представителями ЕС не заставило себя ждать. Уже на следующий день заместитель председателя палаты представителей Болеслав Пирштук встретился с делегацией послов по особым поручениям стран ЕС по делам «Восточного партнёрства». Пирштук, как и следовало ожидать, сделал упор на цифровую экономику, в рамках которой Минск очень рассчитывает на сотрудничество с Евросоюзом. Напомним, что речь идет о декрете №8 «О развитии цифровой экономики», который входит в пакет документов по либерализации экономики республики. Именно об этом документе Пирштук не забыл упомянуть, намекая на то, что Белоруссия в тренде, а цифровизация экономики — её новый бренд.
Комментарии 6