Однако, вышеперечисленные проблемы мегаполисов остаются, а в условиях нынешней - более чем напряженной международной обстановки - становятся всё более острыми. Техногенные риски, трудно отделимые от рукотворных диверсий, человеческий фактор, плохо отличимый от умышленного вредительства, разгильдяйство и некомпетентность, хорошо сочетающиеся с системной преступностью, настоятельно требуют комплексного решения, первым из которых является снижение абсолютно искусственной концентрации огромного количества людей на ограниченном пространстве при деградации окружающей, обезлюдевшей территории. Ответственность - главный дефицит ХХI столетия Этот заголовок всегда вызывает бурную реакцию, когда речь идет о чьей-то чужой ответственности, и неоднозначную, если мы говорим о своей собственной, имени себя-любимого! 1. Ответственность - это готовность к негативным последствиям. 2. Ответственность - это обратная сторона такой роскоши, как свобода принятия решения. 3. Ответственность (политическая, коллективная и прочая) всегда индивидуальна и материальна. В противном случае это разновидность безответственности. Дополню эти аксиомы рабочими проблемами внедрения ответственности, до которых обычно не доходят руки, ибо скучно. Ответственность невозможно реализовать с помощью централизованных надзирающих органов. Надзор требует контроля над собой. Контроль - спецнадзора, Спецнадзор - спецконтроля и так далее - до бесконечности. Размножение контролеров почкованием традиционно приводит к выходу процесса размножения из под контроля и репрессиям ради оправдания своего существования, а не ради наведения порядка. Там тоже люди, и они тоже ошибаются. Туда тоже попадают некомпетентные карьеристы и компетентные враги, после чего под репрессии попадают совсем не те, кто грешил. Это не добавляет порядка, но здорово усиливает пессимизм в отношении дееспособности и вменяемости органов власти. Ответственность не может быть выборочной. Она может быть или всеобщей, или никакой. У безответственного начальника не бывает ответственных исполнителей. У безответственных избирателей не получится выбрать ответственного представителя. Последняя сентенция вообще вызывает бурные протесты с плохо скрываемой подоплёкой "А нас-то за что?", хотя каждый из протестующих признаёт - покупка голоса за "банан" - это давно не анекдот, а вполне рабочая практика, где разнятся только размер банана и способ его преподнесения. Две аксиомы качества: Ни "За что?", а "Почему?" - вот правильный вопрос, на который у меня есть ответ, выстраданный многочисленными провалами на поприще кризисного управления: потому что по-другому не получается. Только тогда, когда присутствует риск ответить собственным кошельком за художества того ворюги, которого ты продвинул в руководители, когда существует риск присесть рядом с тем, за кого лично поручился, тогда реально и просыпается думалка-размышлялка и желание вникнуть в программу претендента, и озаботиться проверкой его компетентности. Вторая аксиома качества (и безопасности, как одного из параметров этого качества) - это определение наиболее заинтересованного лица. Сейчас на поле брани ломается дикое количество копий между сторонниками "Всё отдать частнику, то есть приватизировать" и "Всё отдать чиновнику, то есть национализировать" Каждый из адептов одной из воюющих сторон уже привели 100500 аргументов и примеров в пользу своего варианта "эффективного собственника", не обращая внимания на главный аргумент, одинаково убийственный для обоих: ни чиновник, ни "очкастый частный собственник" не являются САМЫМИ заинтересованными лицами в обеспечении качества предоставляемых услуг и производимых товаров. Для чиновника Бог - собственная карьера и вышестоящее начальство. Для частного собственника - личная прибыль и инвесторы. Ни там, ни там потребитель товаров и услуг не является гегемоном. А значит его интересы при любом варианте будут учитываться по остаточному принципу, то есть только тогда, когда не учесть их будет невозможно. Только там, где потребитель имеет реальные, непосредственные административные рычаги влияния на производителя услуг и товаров, где он имеет право ежедневного контроля качества ( и безопасности, как составной части качества) - только там имеется возможность производить услуги и товары действительно качественно, быстро и дёшево. Предполагаю, что, если бы будущие потребители услуг сгоревшего-обвалившегося торгового центра имели право контроля за ходом проектирования и строительства, или реальные административные рычаги воздействия на персонал, не соблюдающий правила пожарной безопасности, никакой трагедии бы не случилось! Бесполезно привлекать к процессам управления и контроля тех, кто кровно, лично и непосредственно не заинтересован в конечном результате. Невозможно никого заставить управлять, не наделяя властными полномочиями. Аморально наделять властными полномочиями, не балансируя эти полномочия полной материальной, административной и уголовной ответственностью. Безнравственно привлекать к ответственности исполнителя, оставляя за скобками тех, кто его продвигал и назначал. Вроде бы все перечисленные аксиомы возражения не вызывают. А при соединении их вместе и наложении на реальных людей и их дела, они вызывают дикое отторжение и очень изощрённое противодействие. Вывод - не созрела ещё революционная ситуация, не овладела идея массами, не клюнул ещё жареный петух и слова "так дальше жить нельзя!" не превратились из риторики в конкретную рабочую инструкцию. Стало быть, пока идёт только стадия накопления отрицательного опыта, в ходе которого самолёты будут падать, корабли - тонуть, торговые центры - гореть, аквапарки - рушиться, а террористы и диверсанты - изучать и использовать неминуемые бреши в системах централизованного обеспечения безопасности и контроля.
Источник:
https://politikus.ru/articles/106230-megapolis-kak-istochnik-povyshennoy-opasnosti.html
Politikus.ru
Нет комментариев