Бывший президент Венесуэлы Уго Чавес.
УГО ЧАВЕС БЫЛ ДЛЯ ПОЛИТИКОВ И ПОЛИТОЛОГОВ США ИСЧАДИЕМ АДА. ЕМУ ОНИ ДАЖЕ ПОСТАВИЛИ ДИАГНОЗ: "УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ". СЕБЕ БЫ ХОТЬ РАЗ ПОПРОБОВАЛИ ЧТО-НИБУДЬ ПОСТАВИТЬ...
…………………
В этот день, пять лет назад, 5 марта 2013 года, скончался президент Венесуэлы Уго Чавес.
Его личность и политическая деятельность до сих пор вызывают много споров. Фигура, действительно, - неоднозначная, противоречивая. Например, нобелевский лауреат Габриэль Гарсия Маркес, после беседы с Уго Чавесом, признался, что так и не смог решить, кто он – революционер или очередной латиноамериканский диктатор. А уж автору "Ста лет одиночества" и "Хроники объявленной смерти" в проницательности - никак не откажешь.
На Западе Чавес получил однозначную и негативную оценку.
Впрочем, такая прямолинейность и ограниченность не делает чести западным, преимущественно - американским, политикам и СМИ.
А Чавес, например, считал Иисуса Христа "первым" и "величайшим" социалистом, а Иуду Искариота – "первым капиталистом".
Он вообще любил всякие эпатажные выходки и театральные жесты.
Хотя бы вспомнить его выступление на Генассамблее ООН в 2006 году. Чавес прокомментировал выступление президента США Джорджа Буша:
"Вчера сюда пришёл дьявол. Он пришёл сюда и говорил так, будто он является властелином мира". "Сегодня здесь всё еще пахнет серой", – добавил венесуэльский лидер и перекрестился.
Впрочем, чего только на Генассамблее ООН не говорили за последние полвека! Эту традицию устраивать скандалы и демарши с главной трибуны Объединённых Наций, кажется, начал ещё советский лидер Никита Сергеевич Хрущёв. В 1960 году он был так разгневан словами филиппинского делегата, сравнившего СССР с концлагерем, что, якобы, снял свой ботинок и начал стучать им по трибуне.
В действительности, Хрущёв никаким ботинком не стучал. Но именно этот образ прочно вошел в сознание сотен миллионов жителей Земли.
И до сих пор живы тысячи "свидетелей", которые, якобы, видели, как Хрущёв стучал ботинком.
А в Лондоне вам покажут музей-квартиру, в которой долгие годы "жил великий сыщик Шерлок Холмс".
А в итальянской Вероне вам покажут "дом Джульетты, чью биографию написал Шекспир в пьесе "Ромео и Джульетта".
В 1987 году ярый противник СССР Рональд Рейган с трибуны Генассамблеи ООН всерьёз заявил, что самая большая угроза миру исходит не от коммунистов, а от инопланетян.
Это - уже не Альфред Хичкок, а Джордж Лукас. "Звездные войны". Голливудом запахло… И это - не удивительно: по своей первой профессии, президент Рейган был голливудским актером.
Получается, что не только Уго Чавес, с его латиноамериканским темпераментом, был способен на театральные жесты. Были на подмостках ООН и другие "представления".
Скажем, госсекретаря США Колина Пауэлла. В 2003 году он заявлял, что Саддам Хусейн занимается ядерной программой, активно производит запрещённое химическое оружие. Пауэлл, для убедительности, даже размахивал перед носом членов Совбеза ампулой - якобы, с сибирской язвой.
А если бы она упала и разбилась?!
Впрочем, чего только не сделаешь - ради красного словца.
Но, всё-таки, это - как-то мелко, по сравнению с Хрущёвым, Рейганом или Чавесом.
Хотя, с другой стороны, последствия заявлений Пауэлла мы до сих пор расхлёбываем в Ираке и Сирии.
Для Латинской Америки, по мнению экспертов, Чавес сумел стать главным выразителем протестных чувств большинства населения. Всех тех, кто выступает против диктаторов, нищеты, империалистической гегемонии США.
А венесуэльцы видели в нём национального лидера, героя.
Феноменальная популярность Чавеса и его успех во многом проистекают из латиноамериканского менталитета. Чавес – как лидер и властитель дум – мог состояться только в Латинской Америке, и - нигде более.
Чавес активно продвигал идеологию "социализма XXI века", сочетающего в себе элементы капитализма и социализма. Этой идеологией Чавес сумел увлечь не только родную Венесуэлу, но и Боливию, Кубу, Никарагуа, Эквадор.
А то, что у Чавеса было много критиков на Западе, это - неудивительно. В США прекрасно понимали, что его политика стоит Вашингтону существенных имиджевых потерь в латиноамериканском мире.
Ну, а что касается Европы, то она критиковала Чавеса, как говорится, за компанию.
Кстати, в Старом Свете политиков калибра Чавеса - днём с огнём не сыщешь. Да и сам сегодняшний политический ландшафт Европы - весьма безликий, стерилизованный какой-то. Яркие и неординарные лидеры и властители дум давно записаны в "красную книгу" и сданы Брюсселем в утиль, за ненадобностью и неудобством.
Зато в Европе - много политиков-чиновников типа Олланда, Макрона, Меркель, Кэмерона.
Есть политики - вечные хлопотуны и паровыпускатели - типа Туска, Грибаускайте, Квасьневского.
Есть политики, чьи имена и "подвиги" забываются уже на следующий день после их отставки – типа Гордона Брауна, Баррозу и Расмуссена.
Пожалуй, за последние десятилетия запомнились только Сильвио Берлускони, Жак Ширак, Гельмут Коль да Николя Саркози.
Возможно, ещё есть пока нереализованный потенциал у Маттео Ренци и Виктора Орбана… И - все!
А в США не просто критиковали Чавеса. Там ещё составляли и его подробные психологические портреты.
В частности, - Джеральд Пост, бывший сотрудник ЦРУ, а ныне - специалист по политической психологии Университета Джорджа Вашингтона. Он пишет:
"Чавес не обладает воображением, часто повторяется в своих речах."
И ставит диагноз: "Органическое нарушение умственной деятельности".
Всё - понятно. Другим диагноз, поставленный латиноамериканскому лидеру американским ученым в штатском, быть не мог. Немыслим.
Но этот Пост диагноз-то поставил, только вот - кому? Чавесу ли?
Не ошибся ли? Не перепутал ли пробирки?
Или, всё-таки, Пост про каких-то других, североамериканских политиков, написал?
Кандидатов, подходящих под описание Джеральда Поста, там всегда было немало. И ещё лет на сто - припасено.
Автор - Владимир Бычков, радио Sputnik. 05. 03. 2018.
Нет комментариев