Эрдоган также объявил, что Турция не будет больше оглядываться на Вашингтон при принятии военных решений и прекращает быть "придатком" Америки. Президент Турции назвал американцев и их европейских союзников "безнравственными", "бессовестными", "бесстыдными", привыкшими убивать гражданских лиц, "проделавшими это в Руанде, Мали, на Корсике и в Ливии и всё ещё продолжающими делать это".
Его можно понять, но не более того
В каком-то смысле Эрдогана можно понять: он едва пережил организованный мощной внутренней оппозицией при поддержке Запада — и Европы, и США, и даже НАТО, членом которого пока что остаётся Турция — военный переворот. Он понимает, что остаётся для Запада умеренным исламистом и безнадёжным "романтиком", мечтающем о восстановлении Османской империи или какого-то её подобия в мире, на неограниченную власть в котором претендует космополитическая либеральная элита.
В своих выступлениях и обращениях к народу Эрдоган всё чаще возвращается к теме "Великой Турции" и возрождения Османской империи, что представляет угрозу для всех соседей Турции — и на западе, и на востоке.
В одном из недавних выступлений, согласно публикации Института Гейтстоуна (США), Эрдоган заявил:
"Мы предупреждаем тех, кто выступит против нас в Эгейском море и на Кипре. Их отвага закончится, как только они увидят нашу армию, наши корабли и наши самолёты... Те, кто считает, что мы вырвали из наших сердец земли, из которых ушли со слезами на глазах сто лет назад, ошибаются. Мы говорим по любому поводу, что Сирия, Ирак и другие места — это земли, неотделимые от карты нашей родины. Мы сражаемся, чтобы не было флага иностранного государства там, где звучит исламский призыв к молитве".
Кстати, на греческих островах в Эгейском море этот призыв к молитве звучит теперь повсеместно, так как они оказались — при неофициальной логистической поддержке Турции — оккупированными десятками тысяч мигрантов из мусульманских стран.
Многие наблюдатели полагают, что последние выступления Эрдогана — это уже нечто большее, чем просто обычная патриотическая риторика. Это признак непосредственной подготовки к войне, которая возможна как на западе, так и на востоке от нынешних турецких границ.
Эрдоган стал главным врагом Запада вместо Путина
Трудно сказать, понимает это Эрдоган или нет, но он оказался в данный момент врагом практически всего мира, кроме России и рассчитывающих на турецкие подачки тюркских республик бывшего СССР. Да и то не всех, так как там по-прежнему сильны позиции пользующегося мощной поддержкой Запада личного врага Эрдогана Фетхуллаха Гюлена и его структур. И если позиция Сирии или Ирака Анкаре до лампочки, то враждебность ЕС во главе с Германией, а также США, которые не привыкли, чтобы с ними кто-то разговаривал сверху вниз и в приказном тоне, — это очень серьёзная угроза для Турции.
Не будем забывать и того, что Евросоюзу, чтобы не развалиться из-за внутренних противоречий, необходимо против кого-то дружить. Владимир Путин и стоящая за ним Россия для этого всё меньше подходят. Если американцы не организуют на Украине новую войну, антироссийские санкции ЕС долго не проживут, а если и проживут, то будут выхолощены настолько, что не будут значить ровным счётом ничего.
С политическими переменами в Чехии, Австрии и очень скоро в Италии, где к власти тоже, по прогнозам, придут на следующей неделе "друзья Путина", в условиях давних пророссийских симпатий Венгрии, Словакии, роста пророссийских настроений в Болгарии и членства в ЕС традиционно дружественной к России Греции Брюссель нуждается в новом враге. И им уже стал президент Эрдоган, "сместив" с первого места Путина.
Турецкий лидер не только во внутренней, но и во внешней политике делает то, что желает, без оглядки на кого-либо. При этом, в отличие от Путина, он ещё и презирает европейцев и американцев, ведёт методичную подрывную работу по исламизации Европы, в том числе финансируя коммуналистские политические партии в европейских странах. Эрдоган открыто вмешивается в выборы, раздавая указания, за кого не должны голосовать имеющие европейские паспорта турки, используя в целях шпионажа и агитации в странах ЕС даже мечети и мусульманское духовенство, сидящее на турецкой зарплате.
С Россией тоже не всё так просто
Что же касается России, то, несмотря на то, что это она, похоже, предупредила Эрдогана о готовящемся против него путче, не стоит переоценивать её готовность защищать Турцию. Дважды Россия приходила ей на помощь в борьбе с внешними врагами: при императорах Павле I и Николае I. И каждый раз турки платили русским чёрной неблагодарностью — инициатива в объявлении войн исходила почти всегда от них. За свою историю обе страны провели в войнах 69 лет, в среднем одну русско-турецкую войну от другой отделяло всего четверть века. Если бы немцы взяли Сталинград, русско-турецких войн было бы не 12, а 13.
И сейчас ситуация в двусторонних отношениях далеко неоднозначная. Несмотря на военно-техническое сотрудничество и попытки — иногда успешные — договориться по Сирии, факты говорят сами за себя: посол России в Анкаре подло убит, вместе со сбитым исподтишка ВВС Турции нашим самолётом в Сирии погиб российский военный лётчик. А ведь была ещё и весьма тёмная история с потопленным в районе Босфора разведывательным кораблем Черноморского флота "Лиман"...
Поэтому, несмотря на то, что Турция является сегодня весьма мощной во всех отношениях страной и сильной региональной державой, её судьба может оказаться отнюдь не безоблачной. Россия была намного более мощной страной и в 1914 году, и даже в 1917-м. Год своей гибели она встречала в ожиданиях, что война в наступающем году наконец победоносно завершится, и перед страной откроются доселе невиданные горизонты. А получилось всё совершенно иначе.
Комментарии 2